Налоговая политика в Украине и за границей

За 2016 год и первый квартал 2017 года ведущие международные аналитики и финансисты отмечают существенное улучшение налоговой политики в Украине. Но проблем по-прежнему масса. В первую очередь это касается коррупции при возврате НДС.

В отчете Paying Taxes 2017, опубликованном компанией PwC и Мировым банком, в котором они оценили налоговые системы разных стран, Украина за прошедший год поднялась на 23 пункта. Из 189 стран Украина занимает 84 позицию (ранее – 107 место). В отчете отмечается, что в целом прослеживается тенденция к снижению затрат налогоплательщиков на выполнение налоговых обязательств.

Рейтинг оценивает налоговую нагрузку среднестатистического предприятия в разрезе администрирования и уплаты корпоративного налога, социальных отчислений, налогов, взимаемых с доходов работников, налогов на имущество, налогов на передачу права собственности, налогов с дивидендов и других обязательных платежей, которые должен платить бизнес.

Кроме того, в этом году рейтинг включает еще и оценку процессов, которые идут по уплате налоговых платежей, включая проведение налоговых проверок, получения бюджетных возмещений, административные обжалования, что позволяет сделать основательный анализ налоговых систем разных стран.

В частности, налоговые системы оцениваются по 4 параметрам:

  • общая ставка налога – является мерой налоговой нагрузки, это сумма всех налогов, взимаемых как процент от коммерческой прибыли;
  • время для выполнения обязательств по трем основным налогам (налога на прибыль предприятий, налогов на заработную и обязательных отчислений, налогов на потребление) – отображает время, необходимое для подготовки документации и уплаты каждого налога;
  • количество платежей – характеризует частоту, то есть сколько раз в год компания должна осуществлять уплату различных видов налогов и взносов;
  • индекс «после подачи» – новый показатель в интегральной оценке. Он оценивает общее налоговое бремя всех процедур, выполняемых бизнесом после уплаты налогов. Оценка осуществляется на основании четырех равновесных компонентов (измеряется по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 является худшей оценкой):
  • время подачи заявки на возмещение НДС по покупке основных средств (часов);
  • время, необходимое для получения возврата НДС (недель);
  • время для выполнения аудита (часов);
  • время для завершения аудита CIT (недель).

Эффективность украинской налоговой системы, а также показатель отчислений в украинский  бюджет (51,9%) сравнимы с Австрией, Словакией, Грецией. Мы все еще отстаем от европейских лидеров (Франция, Германия), но уже выбрались из беспросветной «азиатчины» царившей в этом поле раньше.

В Украине государственные предприятия являются главными донорами казны, но, в то же время, главное – не сколько платить, а насколько легко это можно сделать, какую политику в отношении бизнеса проводят налоговые органы, насколько этот процесс коррупционный, и получает ли бизнес адекватное отношение со стороны государства – вот те вопросы, ответы на которые пока остаются без положительного ответа.

Коррупция при возмещении НДС серьезно мешает бизнесу и снижает нашу позицию в мировом рейтинге. По этому показателю Украина находится ближе к концу списка.

Даже несмотря на то, что 1 апреля 2017 года, Министерство финансов Украины запустило электронный реестр возмещения НДС и начало наполнять его необходимой информацией, ситуация пока что остается неудовлетворительной.

Благодаря запуску электронного реестра возмещения НДС каждый украинский предприниматель может в онлайн-режиме проверить, на каком этапе находится его платеж. Но это лишь первый шаг.

В то же время, эксперты отмечают: несмотря на то, что новый Порядок введен, невозмещенные суммы остаются и каким образом будут компенсировать эти остатки – пока непонятно, ибо переходных моментов относительно возмещения таких сумм пока нет.

Улучшить условия для ведения бизнеса в Украине с введением нового механизма возмещения НДС удастся лишь при условии реальной открытости процедуры возмещения, а также соблюдении принципа равенства и справедливости при возмещении налога плательщикам.

Действующий до этого времени механизм предусматривал, что возмещение НДС осуществлялось на основании выводов, которые ГФС передавало Госказначейству. Задержание или неотправка ГФС выводов в Казначейство о правомерности возмещения НДС, без которого возмещение является невозможным, давало возможность фискалам манипулировать суммами, заявленными к возмещению.

Кроме того, по мнению экспертов, камнем преткновения для бизнеса могут стать некоторые обстоятельства, которые способны затормозить введение нового механизма.

Во-первых, вызывает много сомнений функциональная готовность Минфина к передаче под его контроль налоговых баз данных и информационных ресурсов, принадлежащих ГФС.
Во-вторых, усложнить жизнь налогоплательщикам может предоставление Государственной фискальной службе права на проведение проверок и права на отказ в регистрации налоговых накладных.

В-третьих, на сегодняшний день Госказначейство осуществляет бюджетное возмещение НДС в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете, а после 1 апреля 2017 года Казначейство обязано будет выплачивать средства, согласно заявкам, поступающим в Реестр. Где ведомство будет брать деньги – не понятно?

Выборочный непрозрачный процесс к возмещению НДС создавал значительные возможности для коррупции в этой сфере. Для того чтобы уменьшить возможность коррупционных рисков, процедура возмещения должна быть полностью прозрачна.

Первые шаги по наведению порядка и снижению коррупционных списков сделаны. Главное – не останавливать этот процесс, дабы ситуация не откатилась назад, как это произошло с большинством украинских реформ.