Готовы ли украинские дороги к зиме

Понедельник, 10 сентября 2018 20:08 - Аналитика 107
Готовы ли украинские дороги к зиме
С наступлением осени и сезона дождей на дороги Украины часто выходят и ремонтники автомобильных дорог. И независимо от погодных условий кладут асфальт. Накануне руководитель Укравтодора Славомир Новак сказал, что до конца октября работы должны быть завершены и практика проведения ремонтных работ, когда падает снег, должна отойти в прошлое. То есть на выполнение работ осталось менее двух месяцев, а почти в трети областей не выполнили и половины запланированных работ. Где водители могут ездить по новым автодорогах, а где и сейчас на дорогах ямы и ремонтные работы - далее.

В этом году на ремонт дорог выделено почти 47 млрд. гривен, из них почти 12 - на областные дороги. Согласно законодательству, средства должны автоматически распределяться между местными бюджетами, в зависимости от протяженности автомобильных дорог местного значения в области. Пока система работает в ручном режиме.
В начале года Кабинет Министров утвердил список  дорог, которые будут отремонтированы в 2018-м и сумму которая будет выделена на каждый участок. Сейчас в некоторых областях уже почти полностью выполнили запланированные работы. Так, по словам Владимира Гройсмана, более 90% запланированных дорог уже сделали в Закарпатской, Тернопольской, Хмельницкой, Запорожской областях. В целом по Украине на сегодня выполнено 68% работ. В то же время, в некоторых областях восстановления дорожного покрытия происходит медленно, поэтому в Правительстве решили перераспределить средства. Таким образом больше на дороги получат Винницкая, Кировоградская и Полтавская области, зато Житомирская, Ивано-Франковская, Киевская, Черновицкая и Николаевская области не смогут получить деньги на запланированные работы.remont2

Например, в Николаевской области в этом году должны ремонтировать три дороги, но в настоящее время на одной из них капитальный ремонт еще не начался, на других двух продолжается. По данным Укравтодора, использовано только 17% направленных в область средств.
Казалось бы логично перенаправить средства от одной области, где их используют, в другую, где не хватает финансирования (а не хватает пока по всей Украине). Но другого мнения один из советников председателя Николаевской ОГА и руководитель местного ОО "Центр аналитических исследований" Андрей Сенченко. Он объясняет такие низкие показатели тем, что большинство финансирования должно идти на дорогу Н-14 Александровка-Кропивницкий-Николаев. И эту дорогу должны сделать цементобетонной - редкая, но современная в Украине технология. Но по его словам, антимонопольный комитет заблокировал результаты тендера на проведение работ по Н-14 и поэтому из всех средств область могла на данный период использовать только 40%. Из этой суммы сейчас потратили меньше половины, что и составляет 17% в общей сумме. Чтобы вернуть средства в Николаевской области местные народные депутаты-мажоритарщики обратились с запросом в Кабинет Министров.dorogi

Но Кабинет министров не может направить деньги на другие сферы в области. С 2018 года в Украине заработал Дорожный фонд, деньги из которого могут быть использованы только на ремонт, обустройство или строительство дорог. В начале 2018-го Кабинет Министров утвердил программу реконструкции дорог на ближайшие 5 лет, поэтому и направил деньги на определенные дороги. За это время на автодороги выделят 300 млрд гривен, 40% этой суммы планируется привлечь от инвесторов и кредиторов.
После создания дорожного фонда правительство может только забрать средства из одного региона и передать в другой. О том, что будет перераспределение министр инфраструктуры Владимир Омелян предупреждал еще в июне.

Кроме изменения финансирования теперь власть будет контролировать и качество выполненных работ. По словам и.о. руководителя Укравтодора Славомира Новака, дважды в год будут проводиться проверки нового покрытия (одна из них в марте) и в случае неудовлетворительного выполнения ремонт оплачивать будет исполнитель за свой счет. Как это работает, можно будет проверить в следующем году. А пока Новак обещает гарантию на новую дорогу 10 лет.novak

Дорожный фонд - это отдельная статья бюджета, откуда деньги будут направляться только на автодороги Украины. 60% этих средств пойдут на дороги государственного значения - ими будет заниматься и дальше Укравтодор. 35% тратить на местные дороги - за них теперь будут отвечать облгосадминистрации. Также часть средств пойдет на безопасность - специальные островки, разметку, освещение и прочее. В фонд будут поступать средства из акцизного налога на горючее, ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства, оплата за проезд больших и тяжелых автомобилей.
Согласно мировой практике, ежегодно нужно латать 2-3% любой асфальтной дороги, и с этим ничего не поделаешь. Когда более чем 12% дороги в ямах - принято менять покрытие. Таким образом на дорогах нужно каждые 10 лет менять асфальт. В Украине планируют теперь вместо асфальтобетонных дорог использовать цементобетонные. Их стоимость примерно такая же, а вот устойчивость вдвое больше.

По данным Укравтодора, на конец 2016 17% дорог были в неудовлетворительном состоянии. А уже в сентябре 2017 года там отчитывались - более трети дорог нужно полностью восстанавливать, и почти 90% нуждаются в ремонте. В этом году в специальный фонд идет половина средств, в следующем - три четверти. Уже в 2020 году все средства будут идти только на восстановление и строительство дорог.

За последние два года в Украине отремонтировано более 3 тысяч км дорог, еще 4 тысячи планируют в этом году. А уже через 4 года, планируется проложить дороги между всеми областными центрами. Учитывая ситуацию с дорогой Николаев-Кропивницкий можно сказать, что пока план не работает.