Повышение тарифов на энергоносители для предприятий ударит по карманам обычных граждан – экс-министр ЖКХ

В последнее время правительство Украины находится в достаточно щекотливой ситуации, маневрируя между вынужденым повышением цен на энергоносители и попыткой сохранить лояльность электората перед будущими выборами.

По прогнозу Минэкономразвития, тарифы на услуги ЖКХ для населения в 2018 году вырастут на 20 %. Но правительство не спешит портить настроение гражданам сразу после Нового Года. Поэтому, на данный момент, тарифы на газ и электроэнергию подняли лишь для предприятий.

Следует заметить, что пересмотра цен на газ (для всех пользователей, не только для предприятий) требуют представители МВФ в рамках обязательств, взятых на себя Украиной. Это одно из условий получения Украиной следующего кредита от международных партнеров. Программа помощи рассчитана до 2020 года.

С одной стороны, правительству необходимо повышать тарифы на энергоносители (согласно взятым на себя обязательствам перед МВФ) до уровня европейских. С другой – реальные финансовые возможности большинства граждан Украины ставят под сомнение обеспечение платежей за коммунальные услуги по возросшим тарифам. Если не выполнить обязательства перед МВФ, будет приостановлена помощь от международных партнеров, но народное недовольство из-за повышения тарифов может «аукнуться» на ближайших выборах, негласная подготовка к которым уже стартовала.

Цена на газ для украинцев, действительно, ниже европейской. Например, в Польше население платит за газ в 2 раза больше, чем мы. Но там и доходы выше, и, что самое главное, уровень бытового потребления газа ниже, чем в Украине. Поляки преимущественно пользуются электроплитами, которые обходятся гораздо дешевле в эксплуатации, чем газовые.

В 2017 году премьер-министр В. Гройсман неоднократно заявлял во время своих выступлений, что оснований для повышения тарифов для населения (в частности, на газ и электроэнергию) он не видит. А формирование тарифов – прямая ответственность местных органов власти. В то же время, перед Новым годом правительство приняло решение поднять оптовые цены на электроэнергию для производственных потребителей на 16,2 %, также ожидается повышение цены на газ для предприятий.

На данный момент стоимость газа для всех украинских потребителей составляет 6957,9 грн за тысячу кубометров. Данная тарификация была определена постановлением Кабинета министров №187 от 22 марта 2017 года. Срок действия постановления заканчивается 1 апреля 2018 года. Так что следующего повышения на газ нам стоит ждать не позднее 1 апреля. Однако не исключено, что ради получения следующего кредита правительство решится повысить цены досрочно.

Борьба за украинский рынок газа

По словам независимого эксперта Валентина Землянского, в 2018 году нас ожидает рост цен на все виды энергоносителей, поскольку в стране действует клановая система распределения ресурсов и нет арбитра, который сумел бы адекватно разобраться в ситуации.

«Сейчас в Украине происходит борьба между промышленно-торговой группой «Приват» и тепловой генерацией ДТЭК за остаточные ресурсы, которые еще есть в Украине. Но, в конечном результате, от этого противостояния пострадают обычные граждане, на чьи плечи ляжет опосредованное покрытие затрат промышленности», – прокомментировал для АСПИ Землянский.

По его словам, повышение тарифов для предприятий – это первая ласточка. Граждан Украины ожидают более существенные расходы, связанные не только с оплатой коммунальных услуг, но и с покрытием расходов газодобывающих предприятий. Запуск нового витка роста тарифов зависит исключительно от политической ситуации в стране, поскольку правовые и экономические нормы не принимаются в расчет правительством. Все делается в «ручном режиме» без соответствующего планирования.

«Что касается тарифов для населения на газ: уже сейчас мы живем по тарифам, которые находятся вне правового поля. Поскольку в постановление №187, которое регулирует тарифы в Украине, никаких изменений не вносилось. Кстати, согласно этому постановлению, тарифы на газ должны были быть откорректированы в сторону повышения еще 1 октября 2017 года. Соответственно, Министерство энергетики должно было опубликовать эту информацию еще раньше, но не опубликовало до сих пор, а те тарифы, по которым мы платим за газ, являются сугубо политически мотивированными. Никакой «экономики» в этих решениях нет. Есть просто волевое решение Кабмина. Также следует заметить, что благодаря тарифам, которые существуют сегодня, могли бы быть покрыты все затраты НАК «Нафтогаз», но заработанные компанией деньги, а также средства, выделенные из бюджета, используются не по назначению», – добавил Землянский.

Его высказывание поддержал экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, прояснив некоторые моменты нецелевого использования бюджетных средств.

«Вы знаете, что в цене на газ, который поставляют на украинский рынок наши монополисты, заложено дополнительные 4900 грн за тысячу кубометров? Эти средства входят в стоимость газа, который НАК «Нафтогаз» покупает у своей дочерней структуры «Укргазвыдобування». За счет этих средств компания должна была открыть новые скважины и увеличить объемы добычи украинского газа, поскольку сейчас она добывает около 15 млрд кубов газа в год, а планируется увеличить к 2020 году добычу до 20 млрд кубов. Каждый год добыча газа должна увеличиваться, минимум, на один млрд кубов. Эти дотации были введены еще полтора года назад В. Гройсманом. Но за полтора года добыча газа увеличилась всего на 4 % от запланированной. Предприятия всего лишь увеличили интенсивность выкачки газа из имеющихся скважин. А из выделенных бюджетных 4900 грн, реально до предприятий дошло лишь 1500 грн. «Укргазвыдобування» из обещанных 4900 грн, получила лишь 1500 грн. Куда исчезли остальные средства – вопрос для правоохранительных органов. А суммы там не маленькие. Достаточно лишь взять калькулятор и умножить 15 млрд на «исчезнувшие» 3400 грн», – поделился информацией с АСПИ Алексей Кучеренко.

Разделение тарифов

С 10 июня 2018 года вступает в силу новый Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Как следствие – будет введено разделение оплаты за каждую услугу на несколько частей:

- плата за объем израсходованной воды, электроэнергии и т.д. – оплачиваем по тарифам.

- абонентская плата за обслуживание. Абонплата, которую мы раньше вносили только за пользование стационарным телефоном, теперь вводится для коммунальных услуг. Сюда входит водоснабжение, водоотвод, отопление и вывоз мусора.

- плата за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых сетей, которые обеспечивают предоставление той или иной коммунальной услуги.

На сегодняшний день, достаточно трудно точно предсказать стоимость разделенных услуг. Это можно будет сделать весной 2018 года, после обнародования тарифов Кабмином. Некоторые эксперты утверждают, что подорожания не произойдет. Мол, и сегодня мы платим и за обслуживание сетей, и вносим абонентную плату, но все это включено в тариф. А в новом законе фактически речь идет только о разделении платежа на несколько составляющих. Но на практике может быть совсем иначе.

Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко заявил, что каждый тариф следует рассматривать по отдельности, поскольку манипуляции общими цифрами не дадут реального результата и не будут объективными.

«Ключевой вопрос в формировании любого тарифа – это не только и не столько его абсолютная величина, сколько целевое использование средств, которые туда заложили. Поскольку сфера ЖКХ – это монопольные рынки, там не может быть вольного расхода средств и свободного образования себестоимости. Все должно быть жестко приписано: кто, куда и с какой целью собирается тратить каждую копейку. Не нужно сравнивать больше-меньше. Следует выяснить, куда они тратят наши деньги. Суть в том, что даже при поверхностной проверке мы можем увидеть, что средства осваиваются предприятиями через спецсчета, модернизация тепло- и энергосетей – нулевая, а все расходы ложатся на плечи налогоплательщиков», – заявил Кучеренко.

По его словам, логика образования тарифов предусматривает возможное повышение цен на энергоносители, поскольку добавочные средства должны идти на целевую модернизацию объектов инфраструктуры. Но у нас тарифы выросли, а модернизации как не было, так и нет. Например, в Киеве теплопотери в сети составляют 20%, а в Копенгагене 3%, но наше руководство оправдывает повышение тем, что наши тарифы ниже, чем европейские. При этом ни слова не говорится о том, что потери в украинских сетях выше, чем в Европе. И эти потери должен кто-то оплачивать.

В конечном итоге, эксперты сошлись в едином мнении, что повышение тарифов для предприятий ляжет на плечи обычных граждан, поскольку иного ресурса, кроме как людского, В Украине нет. Старт роста тарифов для населения зависит от политической конъюнктуры внутри страны, а также от договоренностей между представителями Украины и Международным валютным фондом.