Долги Украины - международная помощь или кабальная повинность
В эту сумму входит государственный долг и процент за использование кредита, и оговоренная сумма погашения тела кредита. В следующем году, аналогичная выплата со стороны Украины увеличится почти в два раза – до 6,9 млрд долларов. Эту информацию можно найти в пакете документов, которые правительство подало в Верховную Раду вместе с проектом бюджета на 2018 год. Следует заметить, что из этой суммы – в 6,9 млрд долларов, – 2,4 млрд долларов украинская сторона обязана выплатить своим наибольшим «партнерам» - Международному валютному фонду.
Эта информация частично снимает вопрос о спекуляции на теме предоставления кредита Украине в следующем году, поскольку лишь благодаря ссуде от МВФ Украина имеет возможность обслуживать свои долги.
«МВФ выдаст Украине очередной транш, который будет составлять приблизительно ту сумму (2,4 млрд долларов, - Ред.), которая позволит рефинансировать долг, чтобы не так резко уменьшались золотовалютные резервы Украины», – высказал уверенное предположение экономист Виктор Скаршевский.
По словам Скаршевского, проблема не только в том, что в следующем году Украине нужно выплатить 6,9 млрд долларов, при состоянии ЗВР Украины на октябрь 2017 года – 18, 5 млрд долларов. Худо-бедно, за счет уменьшения золотовалютного резерва, Украина способна с этой проблемой справиться. Но дальше – все будет развиваться в худшую сторону: исходя из документации, поданной в ВР, до 2020 года Украина обязана выплатить международным партнерам 26 млрд долларов.
«В ближайшие три года Украина обязана выплатить 26 млрд долларов, но без реструктуризации имеющихся долгов, которые, кстати, уже были «удачно» реструктуризированы пани Яресько, – это сделать невозможно», – заявил Виктор Скаршевский.
Следует учитывать, что наше правительство, особенно Минфин, заявляют о том, что они впервые разработали планирование на три года вперед (резолюция «Основные направления бюджетной политики на 2018-20 годы»). Но в этой резолюции нет ни слова о необходимости реструктуризации внешнего долга. Более того, там даже нет упоминания о сумме этого внешнего долга и сумме, необходимой для его обслуживания. А это ключевая информация, необходимая для базовых расчетов, поскольку по разным подсчетам, сумма выплат по кредитам от международных спонсоров в 2018-19 годах составит 8-9%, а к 2020 году – до 10 % украинского ВВП. А мы помним, что рост украинской экономики запланирован на уровне всего трех процентов, что дает нам до минус семи процентов убытка (+3-10).
«Последний транш от МВФ мы получили в апреле 2017 года. Следует заметить, что за весь период сотрудничества Украины с МВФ мы получили около 35 млрд долларов и вернули чуть больше 18 млрд долларов, включая процент по кредитам», – сообщил экономист Олег Журавлев.
По словам экономиста, для получения следующего транша, Украине следует выполнить четыре ключевых требования от МВФ, получивших в свои руки достаточно мощный рычаг давления на украинское правительство благодаря их зависимости от донорских средств.
«От Украины требуют создать антикоррупционный суд, провести земельную реформу, урегулировать (поднять) цены на газ и приватизационное законодательство. На мой взгляд, все эти четыре требования являются критичными и не ведущими к позитивному результату для нашей страны», – заявил Олег Журавлев.
По его словам, антикоррупционный суд – дело благое, но по этому вопросу отсутствует договоренность у правящей верхушки. А это в свою очередь приводит к тому, что какие бы органы не создавались – они не работают. То есть, уже имеющегося стандартного набора судов и государственных органов, призванных осуществлять борьбу с коррупцией, было бы вполне достаточно, если бы они выполняли свои прямые функции. Поэтому создание еще одного органа, который не будет нормально функционировать – это имитация бурной деятельности, направленная на удовлетворение внешних требований.
Земельная реформа – это очень острый вопрос, который не находит консенсуса в обществе. Фактически – это даже не земельная реформа, а либерализация рынка земли (снятие моратория на продажу), которую крайне нежелательно проводить на спаде экономических показателей державы, поскольку это приведет к плачевным последствиям, когда земли будут скуплены за бесценок наиболее крупными игроками на рынке, а другие, более мелкие игроки, попросту окажутся не у дел. И мы рискуем увидеть у руля очередных аграрных олигархов вместо фермерских хозяйств со здоровой конкуренцией.
Приватизация государственных предприятий. Эта тема постоянно обсуждается. Муссируется тема о трех тыс. государственных предприятий, которые неплохо было бы приватизировать. Но две трети этих предприятий существуют лишь в виде бумаг, без реального производства, а для тех предприятий, которые действительно могут представлять интерес (тот же Одесский припортовый завод) – сейчас не лучшая конъюнктура, поскольку правовая неурегулированность и отсутствие реальной защиты прав собственника ведет к провалу приватизационной политики государства. А учитывая тот факт, что предприятия продаются без права владения землей, на которой находится предприятие, лишь усугубляет проблему.
По ценам на газ вопрос остается открытым. Премьер-министр Украины торжественно пообещал, что до отопительного сезона 2019 года цены на газ для народа останутся неизменными, но все может измениться, если переговоры по этому вопросу с представителями МВФ зайдут в тупик и Международный фонд поставит вопрос «ребром».
Присутствие в Украине представителей МВФ, которые контролируют многие финансовые направления, в том числе, создание будущего бюджета страны, которая им задолжала, является своеобразным предохранителем. Они стремятся, чтобы будущий бюджет был максимально сбалансированным, но это зачастую сдерживает экономический рост государства. А в нашем случае – это еще приводит к росту социальной напряженности в обществе, которое не видит быстрых изменений к лучшему (пусть даже такие изменения могут нести определенный риск для экономики, но обещающие быстрый отскок от дна, как это было в Грузии).
«Вы знаете, всегда, когда обсуждаются подобные темы, возникает вопрос: а что же, собственно, делать? Сотрудничать или нет с МВФ? И все мы понимаем, что ответы на эти вопросы до безобразия просты: нам нужен политический консенсус и стабильность в обществе. Другой вопрос: мы можем это реализовать? На данный момент – сомнительно. Нам нужен работающий план по урегулированию конфликта с Россией, который также отсутствует. Нам нужна реальная борьба с коррупцией, а не создание новых органов. Имеющихся инструментов у президента и правительства достаточно. Достаточно выполнять законы и привлекать к ответственности тех, кто их нарушает. Один из главных моментов при выполнении первых трех пунктов – это перезапуск экономики на реалистичных условиях. И лишь тогда, когда все эти пункты выполнены, можно планировать развитие экономики в долгосрочном режиме. Вот тогда уже нам не потребуются кабальные кредиты от международных организаций», – подвел итог экономист Олег Журавлев.
Власник мережі магазинів «Доміно» Антон Шухнін прокоментував онлайн-лекцію в.о. Голови Державної податкової служби України Лесі Карнаух, яку вона прочитала для слухачів Нью-Йоркського університету.
Питання оподаткування спадщини залишається одним із найчастіших серед українців, особливо в умовах, коли передача майна у спадок або в дар стає актуальною темою через війну та зміну життєвих обставин.
У Києві відбувся Форум «Діалог влади з бізнесом», організований у межах швейцарсько-українського проєкту «Зміцнення членських бізнес-об’єднань мікро-, малих і середніх підприємств в Україні» за підтримки ПРООН та Міністерства економіки України.
З початком повномасштабного вторгнення росії в Україну відбулися фундаментальні зміни у відносинах між державою та бізнесом. Як зазначає підприємець і власник компанії «Доміно» Антон Шухнін, усі структури — від силових до економічних — об’єдналися навколо спільної мети: перемоги України.
Жовтень став одним із найактивніших місяців року для криптовалютного ринку. Обсяг спотової торгівлі біткоїном на провідних централізованих біржах перевищив $300 млрд, із яких $174 млрд припали на Binance. Це — другий за величиною показник у 2025 році, який демонструє суттєве пожвавлення інтересу до цифрових активів.
Український бізнес сьогодні живе у стані постійного випробування. Після кількох років війни, втрати ринків, зростання витрат і зниження купівельної спроможності — підприємства не просто працюють, вони змушені виживати.
Ситуація в Україні змінює підхід до підприємництва. Антон Шухнін, власник Domino, підприємець із багаторічним досвідом, переконаний: сучасний бізнес має поєднувати ефективність із соціальною відповідальністю.
Повномасштабне вторгнення з лютого 2022-го докорінно змінило умови ведення бізнесу в Україні: воєнний стан, мобілізація, валютний контроль, постійні обстріли, нові правила оподаткування — усе це стало новою реальністю. У цій складній ситуації бізнес вимушений адаптовуватись, знаходити нові моделі, забезпечувати безпеку працівників і зберігати життєздатність.
В Україні зафіксують ціну на газ для побутових споживачів. Крім того, жителів прифронтових громад заборонять відключати від енергозабезпечення навіть за умови заборгованості.
Європейський Союз розробляє новий механізм допомоги Україні з використанням заморожених російських активів. Мова йде про "репараційний кредит", який буде погашений, коли Україна отримає від Росії репарації за збитки, понесені під час повномасштабної війни, повідомило Reuters.
Власник мережі магазинів «Доміно» Антон Шухнін прокоментував онлайн-лекцію в.о. Голови Державної податкової служби України Лесі Карнаух, яку вона прочитала для слухачів Нью-Йоркського університету.
Питання оподаткування спадщини залишається одним із найчастіших серед українців, особливо в умовах, коли передача майна у спадок або в дар стає актуальною темою через війну та зміну життєвих обставин.
У Києві відбувся Форум «Діалог влади з бізнесом», організований у межах швейцарсько-українського проєкту «Зміцнення членських бізнес-об’єднань мікро-, малих і середніх підприємств в Україні» за підтримки ПРООН та Міністерства економіки України.
З початком повномасштабного вторгнення росії в Україну відбулися фундаментальні зміни у відносинах між державою та бізнесом. Як зазначає підприємець і власник компанії «Доміно» Антон Шухнін, усі структури — від силових до економічних — об’єдналися навколо спільної мети: перемоги України.