Этот год пройдет без потрясений, крупные проблемы начнутся в 2019 - эксперты
Последний меморандум, который Украина подписала с МВФ в марте 2015 года, предполагал получение нашим государством 17,5 млрд долларов в обмен на проведение украинским правительством реформ в судебной, пенсионной и экономической сферах.
Следует заметить, что Украина получила всего 8,7 млрд из обещанных денег, поскольку не выполнила часть взятых на себя обязательств: в частности, речь идет об одном из наиболее острых вопросов – создании Антикоррупционного суда на условиях международных партнеров, которые хотят, чтобы в Украине заработала судебная структура, независимая от украинской власти.
«Совершенно очевидно, что Украина вступила в некую турбулентность, связанную с электоральными соревнованиями за голоса будущих избирателей на фоне будущих выборов, и МВФ играет здесь не последнюю роль», – заявила политолог Александра Решмедилова, комментируя ситуацию, сложившуюся в украинском политикуме.
По ее словам, в переговорном процессе между украинской властью и представителями Международного валютного фонда позиция представителей МВФ становится все более жесткой, поскольку международным партнерам надоели манипуляции со стороны украинской стороны.
«Вероятность продления финансирования со стороны международных партнеров с каждым днем уменьшается. Евросоюз приостановил финансирование Украины. Уже почти год мы не получаем траншей. Петр Порошенко не спешит принимать решение о создании независимого Антикоррупционного суда, а Евросоюз не хочет принятия решения от президента Украины в том виде, как его видит Порошенко», – отметила Решметдилова.
Помимо этого, Украина к 2019 году должна выплатить проценты по внешним заимствованиям.
«Наши взаимоотношения С МВФ, равно как и со всеми международными финансовыми институциями, далеки от идеальных. Но в Украине пытаются эти проблемы представить, как нежелание увеличивать тарифы, разрешать вывоз леса кругляка, нежелание открывать земельный рынок и т.д., но на самом деле, эти причины – картинка для внутреннего пользователя. Для международных организаций приоритетом является снижение коррупции в нашей стране», – заявил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
По его словам, последние рейтинги неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International свидетельствуют, что Украина стабильно остается на 131 месте в рейтинге коррумпированных стран, что является показателем не только высоких коррупционных рисков, но также свидетельствует о том, что новая власть за 4 года ничего не изменила в стране в лучшую сторону.
«Существует оценка коррупционных потоков, циркулирующих в Украине – это от 5 до 10 млрд долларов. Международные кредиторы не будут закрывать глаза на этот факт. Если, например, снизить уровень коррупции в два раза, бюджет Украины получит (по минимальной ставке) дополнительные 2,5 млрд долларов в год и эти доп. Средства вполне способны создать дополнительное фискальное пространство для решения разнообразных вопросов», – заявил Устенко.
Директор Международного фонда Блейзера уверен, что международные спонсоры готовы проявить гибкость в большинстве вопросов, кроме двух основных – создания Антикоррупционного суда и проведения приватизации.
«Вопрос по тарифам на газ – он важный, но, по моему мнению, по нему можно найти компромиссное решение. Понятно, что тарифы будут увеличиваться до тех пор, пока не сравняются с рыночными, но это в долгосрочной перспективе. До этого момента нужно сделать так, чтобы экономика начала нормально работать. Надо сделать так, чтобы вопросы, связанные с финансовой стабильностью страны, не являлись такими животрепещущими, когда от их решения зависит финбезопасность страны.
Перед Украиной стоит две стратегические задачи, которые следует решить – Антикоррупционный суд и приватизация. По всему остальному можно найти компромиссное решение. Если не будет денег от МВФ – не будет денег и от других международных организаций. В этом году ожидалось, что Украина может получить 3 млрд долларов от МВФ; 2 млрд долларов от ЕС в виде кредитования различных экономических проектов; 1 млрд можно было получить от других международных финорганизаций; можно было бы выйти на международные рынки заимствования и получить там еще 1-2 млрд. Это дало бы возможность покрыть финансовую потребность Украины в этом году (в 2018 году такая потребность составляет порядка 7 млрд долларов). То есть, вопрос с финансовой стабильностью в среднесрочной перспективе был бы решен. Но при этом важно учитывать, что мы и так задыхаемся от тех долгов, которые висят на шее украинских налогоплательщиков. Свыше 80 % ВВП Украины составляет государственный долг (внешний и внутренний), около 5 % ВВП мы должны отдавать на обслуживание процентов по этим долгам, что сравнимо с расходами на армию и силовые ведомства. Поэтому, с одной стороны и долги опасно наращивать, а с другой стороны – для сохранения финансовой стабильности в стране и выбора другого нет», – уверен Устенко.
По словам Устенко, единственной альтернативой описанных выше сценариев является проведение стремительных реформ, но, как показала практика – это не наш выбор.
«Когда украинская власть говорит, что 80-90 % требований МВФ выполнено (около 200 реформ проведено) – это все, конечно, замечательно, но показательным является тот факт, что, если бы реформы были проведены успешно, мы бы увидели прогресс по основным направлениям – улучшение качества бизнесклимата и, как следствие, приток прямых иностранных инвестиций. В прошлом году, например, приток прямых иностранных инвестиций в страну составил 2,5 млрд долларов, что в четыре раза ниже наших исторических максимумов и ниже даже тех 3,5 млрд долларов, которые мы получили в 2016 году. Это даже ниже в несколько раз, чем суммы, которые поступают от украинцев, работающих за границей (около 5-6 млрд долларов в год).
Главная угроза от прекращения сотрудничества с МВФ – это невозможность выхода на внешние кредитные рынки, а это автоматически повлечет уменьшение золотовалютных резервов Украины, которые сейчас находятся на уровне около 18,5 млрд долларов. К сожалению, я думаю, что их придется достаточно быстро тратить, поскольку даже если Антикоррупционный суд будет создан в ближайшее время, он не сможет заработать раньше, чем через 6 месяцев, соответственно, лишь во второй половине 2018 года мы можем рассчитывать (при благоприятном сценарии) на возобновление переговоров по финансированию Украины со стороны МВФ», – утверждает Олег Устенко.
С ним не вполне согласен экономический эксперт Виктор Скаршевский, хотя, в целом, мысли экспертов сходятся в том плане, что руководству Украины следует стратегически, а не ситуативно подходить к решению финансовых вопросов:
«Во-первых, если правительство Украины хочет выскользнуть из долговой петли – это не произойдет одномоментно, такие действия следует четко планировать на несколько лет вперед, создать долгосрочный план по решению этих вопросов, но пока такого плана нет. Во-вторых, мы обсуждаем даст нам кредит МВФ или не даст и как это скажется на курсе доллара и других экономических индикаторах, но давайте взглянем немного шире и посмотрим на украинскую экономику в целом – это дефицитная сырьевая экономика, которая живет в долг.
Государственный долг, прежде всего внешний, увеличивается и на сегодняшний день он составляет около 50 млрд долларов. Если посмотреть на всю новую историю Украины, мы сможем увидеть, что с 91 года МВФ выделил Украине около 30 млрд долларов. Почти такую же сумму кредитов украинское правительство привлекло с внешних рынков (имеются в виду евробонды). В итоге мы получаем интересную картину: аналогичную кредитам МВФ сумму Украина может получить самостоятельно на внешних рынках капитала, но с небольшим нюансом – Украина выходит на внешние рынки капитала, когда там создается хорошая конъюнктура (высокие цены на сырье, которым торгует Украина).
Даже если МВФ не захочет продлевать сотрудничество, в этом году никакого коллапса и дефолта не будет. У нас достаточно запасов ЗВР для обеспечения как внешних, так и внутренних финансовых потребностей. Если даже МВФ не даст вообще никаких кредитов (ожидается – 2 млрд долларов), если даже с МВФ не будет сопутствующих кредитов (от Мирового банка – 600 млн долларов, от ЕС – 600 млн долларов и еврооблигации на 2,5 млн долларов) то попросту уменьшится золотовалютный запас Украины на эту сумму», – сообщил Виктор Скаршевский.
Также следует учесть, что МВФ выходит на международный валютный рынок для покупки валюты. К тому же, беднеющее население Украины достает из кубышек валютные запасы, сделанные ранее, что позволяет НБУ покупать валюты больше, чем продавать, приумножая запасы государственной казны.
Но это не повод спокойно выдохнуть и расслабиться.
«В этом году все будет более-менее нормально. Проблемы начнутся в 2019 году. Кстати, даже НБУ не прогнозирует какого-то притока кредитов в 2019 году ни от Мирового банка, ни от Евросоюза, ни от МВФ. Сама программа сотрудничества закрывается 10 марта 2019 года, а последний транш от МВФ должен был прийти в ноябре этого года. То-есть, если бы программа работала, мы должны были бы выбрать остаток 8,5 млрд долларов (ожидаем всего 2 млрд). И все идет к тому, что мы не получим даже этого», – уверен Скаршевский.
По словам эксперта, победить коррупцию в Украине невозможно, но это и не является основной причиной всех бед, поскольку даже в самых развитых странах она присутствует, но в легализованном виде, когда лобби той или иной силы декларирует свои расходы.
«Основная причина всех бед в Украине – отсутствие защиты прав собственности как частной, так и государственной. Антикоррупционный суд – это борьба со следствием, а не с причинами. В Украине есть все инструменты для того, чтобы снизить уровень коррупции, но они не задействованы», – заявил Скаршевский.
В заключение эксперты сошлись во мнении, что украинские политики закрывают глаза на приближающиеся угрозы, как будто отсутствие видения устраняет само наличие угрозы. Также эксперты сошлись во мнении, что нынешнее правительство Украины может быть заинтересовано в преждевременных выборах, поскольку ситуация 2019 года явно ухудшит позиции действующего правительства.
«В 2019 году выборы нужно будет делать на фоне разбалансированной экономики и надвигающегося финансового цунами, а это ударит по позициям правительства и без того теряющего свою популярность», – прокомментировал перспективы Олег Устенко.
Его поддержал Виктор Скаршевский:
«Если сейчас у БПП 8 %, то к 2019 году эта политическая сила рискует оказаться на одном уровне, например, с «Народным фронтом» 0,5%. Если они хотят войти в парламент, то выборы лучше начать раньше, чем кризис накроет страну. При этом в 2018 году курс доллара не поднимется выше 30 грн за доллар, а летом 2018 он будет, скорее всего в рамках 27 грн. А вот к 2019 году мы увидим проблемы и к этому следует подготовиться», – высказал свой прогноз Виктор Скаршевский.
Максим Шкіль повідомив, що компанія Autostrada, яка є лідером інфраструктурного будівництва в Україні увійшла у топ-50 найбільших українських інвесторів. Від початку повномасштабної війни обсяг інвестицій групи компаній Автострада склав 4,9 млрд грн.
У світі, коли швидкість має вирішальне значення, швидкі кредити на карту стають популярним фінансовим інструментом на вирішення термінових фінансових питань. Однак, перш ніж скористатися цією послугою, важливо ретельно оцінити умови та вибрати найвигіднішу пропозицію.
Міністр закордонних справ Німеччини Анналена Бербок наголосила на необхідності розміщення американських систем озброєння великої дальності на німецькій території, оскільки зброя типу SM-6, Tomahawk і гіперзвукова зброя, що розробляється, стримуватиме Росію, повідомило DW.
Рада з питань підтримки підприємництва в умовах воєнного стану при президенту України на спеціальному засіданні 31 липня обговорить питання, пов'язані із законопроєктом №11416 про підвищення податків, яким уряд планує поповнити бюджет на 125 мільярдів гривень цього року і на 341,9 млрд грн - наступного.
Президент України Володимир Зеленський заявив про підготовку нових домовленостей з європейськими партнерами у сфері підтримки України, зокрема, такий договір готується з Німеччиною.
Спікер Палати представників Майк Джонсон вважає, що нинішніх дозволів для ЗСУ на використання зброї США по території Росії недостатньо.
Вселенський патріарх Варфоломій під час нічної літургії на Великдень закликав Україну та Росію до "християнського" жесту - обміну "всіх на всіх". Він зазначив, що підтримує ініціативу руху Наш вихід щодо обміну.
Те, що відбулося в лютому 2022-го року в Україні, наразі не може повторитися, оскільки ця війна вже триває. Таку думку висловив Андрій Юсов, представник Головного управління розвідки, у коментарі Новини.LIVЕ.
З початку 2024 року видобуток вугілля на державних шахтах зріс на понад 24%.
Уряд схвалив законопроєкт про наближення ставок акцизного податку до мінімального рівня, встановленого в ЄС. В проєкті вказано, що провадження буде відбуватися поступово (до 2028 року) та зможе забезпечити додаткові надходження до Держбюджету у другому півріччі 2024 року:
Максим Шкіль повідомив, що компанія Autostrada, яка є лідером інфраструктурного будівництва в Україні увійшла у топ-50 найбільших українських інвесторів. Від початку повномасштабної війни обсяг інвестицій групи компаній Автострада склав 4,9 млрд грн.
У світі, коли швидкість має вирішальне значення, швидкі кредити на карту стають популярним фінансовим інструментом на вирішення термінових фінансових питань. Однак, перш ніж скористатися цією послугою, важливо ретельно оцінити умови та вибрати найвигіднішу пропозицію.
Міністр закордонних справ Німеччини Анналена Бербок наголосила на необхідності розміщення американських систем озброєння великої дальності на німецькій території, оскільки зброя типу SM-6, Tomahawk і гіперзвукова зброя, що розробляється, стримуватиме Росію, повідомило DW.
Рада з питань підтримки підприємництва в умовах воєнного стану при президенту України на спеціальному засіданні 31 липня обговорить питання, пов'язані із законопроєктом №11416 про підвищення податків, яким уряд планує поповнити бюджет на 125 мільярдів гривень цього року і на 341,9 млрд грн - наступного.