В новом году украинцев ждет рост цен практически на все потребительские товары

Наибольшие претензии у специалистов вызвали макропоказатели, заложенные в бюджет 2018 года. Даже несмотря на тот факт, что конечную версию бюджета попытались адаптировать к реальности, например, рост бюджета прогнозируется уже не 20 %, а 15%; инфляция уже не 7 %, а 9%; курс доллара не 30,1 грн за доллар, а 29,3 грн. Но все равно – эти показатели являются недостижимыми. Например, в бюджете планируется уменьшение государственного долга с 63% ВВП до 60%. Но это невозможно, поскольку большая половина национального долга номинирована в конвертируемой валюте, а при девальвации гривны на 10% (удешевление по отношению к доллару), может уменьшиться сумма долга в долларах, но в процентном соотношении долг лишь вырастет. И это ошибки, которые может сделать школьник, но они уже непростительны для студента первого курса любого экономического вуза, не говоря уже про специалистов, работающих над бюджетом страны.
«Рост бюджета при инфляции 9% и росте экономики 3% возможен на уровне 10-11%. Но не 15%. Это по доходной части. Хотя, опять же, рост ВВП ничего не говорит о доходной части, поскольку доходная часть формируется с эффективности экономики, а не с абсолютного размера ВВП. Поэтому либо правительство планирует увеличение эффективности экономики, либо (что более вероятно) попросту увеличится налоговый пресс на бизнес (откуда-то 2% дополнительного роста нужно брать). Да и прогнозы по инфляции выглядят нереально», – прокомментировал для АСПИ сложившуюся ситуацию экономический эксперт Всеволод Степанюк.
По его словам, в новом бюджете отдельно прописаны рост потребительских цен и рост цен производителей. Рост цен производителей больше, чем 10%. Но инфляция – это не только потребительская корзина (на нее влияет и рост цен на энергоносители, подорожавшие за год на 20% и многое другое). Поэтому инфляция 9% при курсе 29,3 грн за доллар – это просто недостижимый параметр в принципе. При 10% девальвации гривны, инфляция будет не меньше 12%, а не прогнозируемые 9%, поскольку показатели инфляции (повышение уровня цен) всегда больше, чем показатели девальвации (обесценивание денег).
Рост цен на потребительские товары и проблемы с минимальной зарплатой
По словам эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, в Украине отсутствует минимальная зарплата, как таковая.
«Минимальной зарплаты у нас нет. У нас уже год отсутствует минимальная зарплата, как таковая. По факту дефиниции (определение понятия), минимальная зарплата – это деньги, которые не облагаются налогом. Потому что практически во всех странах мира минимальная зарплата совпадает с прожиточным минимумом. И основной смысл минимальной зарплаты – это воспроизводство рабочей силы. В Украине нет минимальной зарплаты благодаря бюджету 2017 года. Никто не получает минимальную зарплату 3200 грн, поскольку из этой суммы вычитается более 20% налога. (18% налог на доход +1,5% военного сбора + сборы в соцфонды). Поэтому, так называемое повышение минимальной зарплаты – это некая база для налогообложения. Может ли она быть повышена еще больше, до3723 грн? Может. Но для этого требуется вводить компенсаторные механизмы: снижать налоги, стимулировать развитие бизнеса. Это следует делать для того, чтобы бизнес был в состоянии платить эти зарплаты. Просто повысить минимальные зарплаты – это загнать оставшуюся часть бизнеса в тень и подтолкнуть народ к дальнейшему выезду из страны», – комментирует нововведения в бюджет 2018 Юрий Гаврилечко.
По его словам, прибавление ноликов в минимальной зарплате при том дисбалансе, который присутствует в запланированной доходной части бюджета и инфляции, говорит лишь о том, что прибавленные гривны будут очень быстро потрачены на продукты, цены на которые опережают инфляцию в три раза.
«В Украине рост цен на продукты питания превышает официальную инфляцию в три раза. Если вы посмотрите на данные госстата, то продукты у нас (в среднем) подорожалина30-33%, а инфляция в три раза меньше. Причем, как это у них получается – понять не могу, потому что в расходах среднего домохозяйства, затраты на продукты питания составляют более 50%. Цифры, предоставленные государственной статистикой – они никак между собой не коррелируют, хотя по идее, эти цифры между собой связаны», – возмущается Гаврилечко.
По мнению экспертов, украинцев ожидает рост цен не только на продукты питания (из-за инфляции и прочих причин), но и на весь спектр потребительской продукции, поскольку большинство товаров и ресурсов поступает к нам из-за рубежа, а 7 декабря текущего года, наряду с принятием бюджета, нардепами был принят законопроект №6776, который вносит изменения в Налоговый кодекс. Изменения, внесенные депутатами, предполагают повышение акциза на товары, которые поступают к нам из-за рубежа. Этим же законом ограничено поступление корреспонденции из-за рубежа в пределах 150 евро в месяц. Поэтому с нового года украинцы будут вынуждены приобретать товары по завышенным ценам у компаний-монополистов либо пользоваться услугами нелегалов, завозящих товары в Украину контрабандой. В итоге: из-за внесенных изменений, одна из самых бедных стран Европы, коей является Украина, получит самые высокие налоги на экспорт и импорт, а также высочайшие цены на потребительские товары, что, в свою очередь, еще больше ударит по уровню жизни населения.
В заключение можно отметить, что бюджет 2018 – это очередной бюджет, «благодаря» которому налоги будут расти, социальные выплаты будут уменьшаться. В бюджете предусмотрена компенсаторная «подушка» на погашение социального недовольства (незначительное повышение зарплат и пенсий), а экономика будет продолжать падать. При этом депутаты не забыли увеличить себе зарплаты и увеличили расходы на содержание Администрации президента и Верховной Рады.
Станом на початок 2025 року, втрати сільського господарства внаслідок широкомасштабної збройної агресії РФ та тимчасової окупації її території склали $11,2 млрд. Про це повідомив завідувач відділу інвестиційного забезпечення ННЦ Інститут аграрної економіки Олександр Захарчук.
Державна податкова служба України впроваджує системні заходи для детінізації економіки, зокрема у сфері розрахункових операцій та офіційного оформлення трудових відносин. Про це повідомив Голова ДПС Руслан Кравченко.
У січні–травні 2025 року надходження з акцизного податку до загального фонду державного бюджету України склали 69,7 млрд грн. Це на 48,7% більше, ніж за аналогічний період 2024 року, коли сума становила 46,9 млрд грн. Про це повідомив Голова Державної податкової служби України Руслан Кравченко.
У січні–квітні 2025 року Державна податкова служба України провела понад 6,5 тисячі перевірок у сфері обігу тютюнових виробів. За їх результатами суб’єктам господарювання було нараховано штрафних санкцій на суму 116,2 млн грн. Це на 87,7% більше, ніж за аналогічний період минулого року. Про це повідомив Голова ДПС Руслан Кравченко.
Підприємства переробної промисловості, оптової та роздрібної торгівлі продовжують забезпечувати ключову частку надходжень до Зведеного бюджету України. За підсумками січня – квітня 2025 року саме ці галузі внесли по 17,2% кожна від загального обсягу сплачених податків.
Голова Державної податкової служби України Руслан Кравченко відвідав прикордонну Сумщину, яка, незважаючи на щоденні загрози та складну безпекову ситуацію, демонструє стійкість та стабільне зростання надходжень до бюджету.
У квітні 2025 року 1 186 мобілізованих фізичних осіб-підприємців подали заяви про неможливість виконання податкових обов’язків.
Про податкове навантаження, умови ведення бізнесу та підтримку військових говорили сьогодні на зустрічі Голови Державної податкової служби України Руслана Кравченка з представниками понад 60 підприємств та бізнес-асоціацій Івано-Франківщини. До обговорення також долучився народний депутат Марʼян Заблоцький.
У Бюро економічної безпеки України відбулася робоча зустріч за участі заступника директора БЕБ Андрія Пащука, керівника детективів Олександра Ткачука та народного депутата України Володимира Цабаля, який обіймає посаду заступника голови Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради з розслідування порушень, пов’язаних із неповерненням валютної виручки до України.
За підсумками першого кварталу 2025 року найбільшу частку податкових надходжень до зведеного бюджету України забезпечили підприємства сфери торгівлі та переробної промисловості. Про це повідомив Голова Державної податкової служби України Руслан Кравченко.
Станом на початок 2025 року, втрати сільського господарства внаслідок широкомасштабної збройної агресії РФ та тимчасової окупації її території склали $11,2 млрд. Про це повідомив завідувач відділу інвестиційного забезпечення ННЦ Інститут аграрної економіки Олександр Захарчук.
Державна податкова служба України впроваджує системні заходи для детінізації економіки, зокрема у сфері розрахункових операцій та офіційного оформлення трудових відносин. Про це повідомив Голова ДПС Руслан Кравченко.
У січні–травні 2025 року надходження з акцизного податку до загального фонду державного бюджету України склали 69,7 млрд грн. Це на 48,7% більше, ніж за аналогічний період 2024 року, коли сума становила 46,9 млрд грн. Про це повідомив Голова Державної податкової служби України Руслан Кравченко.
У січні–квітні 2025 року Державна податкова служба України провела понад 6,5 тисячі перевірок у сфері обігу тютюнових виробів. За їх результатами суб’єктам господарювання було нараховано штрафних санкцій на суму 116,2 млн грн. Це на 87,7% більше, ніж за аналогічний період минулого року. Про це повідомив Голова ДПС Руслан Кравченко.