Госбюджет 2020: сравнительный анализ цифр, начиная с 2013 года

Сегодня, 6 ноября, сообщается, что за 2013-2020 годы произошел трехкратный гривневый рост доходов и расходов бюджета Украины.
При этом рост в долларах де-факто отсутствовал из-за девальвации гривны чуть более, чем в три раза (8 грн за 1 доллар в 2013г., 25 грн за 1 доллар в октябре 2019г.). Благодаря указанному расчёту роста доходов и расходов бюджета, мы можем подсчитать приоритеты правительств Украины времен президентов Януковича, Порошенко и Зеленского, пишут Максим Семенов и Руслан Бортник для Украинского института анализа и менеджмента политики.
По ссылке также находится сравнительная таблица бюджетов страны, начиная с 2013 года.
В частности, в социальной сфере. Так, при официальной инфляции в более чем 100% за указанный период, прожиточный минимум вырос на 197%, а минимальная пенсия — на 201%, т.е. рост де-факто отсутствовал. Минимальная зарплата за указанный период выросла на 401%, однако с учетом инфляции она фактически просто индексировалась и качественного роста не произошло.
При анализе роста инфляции и зарплат также стоит учитывать популярную практику, особенно в бюджетной сфере и регионах, когда при повышении правительством минимальной зарплаты, бюджетников переводят на 0,75 и 0,5 ставки, сохраняя их минимальную зарплату неизменной на протяжении долгих лет. Также стоит учитывать, что расчёт инфляции происходит, во-первых, Госстатом, что создает условия для манипуляции статистикой, и, во-вторых, учитывает рост всех товаров и услуг. В то же время рост по отдельным категориям товаров и услуг, в первую очередь, продуктов питания и услуг ЖКХ составил не 100% за шесть лет, а в несколько раз больше, что напрямую отражается на благосостоянии беднейших слоёв украинского общества.
Что касается роста расходов на органы исполнительной власти, а также отдельные сферы экономики, мы выделяем следующих чемпионов, рост расходов которых равен или превысил трехкратный гривневый рост доходов украинского бюджета. Это Министерство культуры, молодёжи и спорта (+1275%, произошёл из-за слияния нескольких министерств и аккумуляции их бюджетов в одном ведомстве), МИД (+427% относительно 2013г.), Минсоцполитики (+328%), Администрация (Офис) президента (+323%).
Поскольку рост Минкульта не в полной мере релевантен для нашего материала, сконцентрируемся на трёх лидерах. Минсоцполитики очевидно финансируется выше уровня доходов бюджета по той причине, что государству необходимо сохранять минимальную социальную стабильность. Поэтому ключевыми точками роста остаются АП (ОП) и МИД, то есть фактически центральный орган исполнительной власти (особенно это проявляется при президенте Зеленском), а также внешнеполитическое ведомство, на фоне конфликта с РФ, активизировавшее свои контакты с Западом как в рамках выстраивания политики против России, так и в рамках реализации курса на вступление в ЕС и НАТО.
Стоит оговориться, что особняком стоят «ведомства войны», как Минобороны, МВД, СНБО, СБУ. С учётом продолжающегося конфликта на юго-востоке Украины, финансирование силовых ведомств растёт вне зависимости от того, кто именно руководит страной.
При этом в большинстве сфер мы наблюдаем снижение госрасходов относительно трёхкратного роста доходов бюджета: МинЖКХ (47%), Минфин (+49%), Минэнергетики и угольной промышленности (+86%), Минздрав (+175%), Минобразования и науки (+180%), Аппарат Верховной Рады (+210% от 2013г.), Минэкономикиагрополитики (+256%), Мининфраструктуры (+260%), Минюст (+265%). То есть, расходы на Министерство энергетики и угольной промышленности в 2020 году даже не достигнут уровня 2013 года, с учётом трёхкратного роста доходов бюджета и 100%-инфляции. Очевидно, что в этой сфере государство не видит для себя особых перспектив.
Особый интерес также представляют отличия между проектами бюджета в первом и втором чтениях, поскольку именно проект бюджета второго чтения переписывается согласно запросам наиболее сильных групп и ведомств, само собой, за счёт более слабых. Отличия проектов бюджета в первом и втором чтениях являются наиболее точным маркером приоритетов государства.
Так, лидером по росту бюджетных средств во втором чтении относительно первого стали, во-первых, «ведомства войны»: СБУ (126%), ГУР (125%), СВР (115%), Минобороны (114,6%) и МВД (110,8%); и, во-вторых, «ресурсные», коррупциёмкие ведомства: Мининфраструктуры (125,6%) и Минэнергетики (118,5%). Отдельно стоит отметить рост выделяемых средств на Министерство молодёжи и спорта (125%). При этом лидерами сокращения издержек стала экономика и социальная сфера: Минагрополитики (80,2%), МинЖКХ (88,8%) и Минздрав (90,8%).
Есть ещё одна большая проблема - презентация и текст бюджета на сайте ВР разнятся в цифрах на миллиарды гривен. То ли это ошибки гуманитариев, то ли попытка приукрасить действительность - покажет только текст Закона Украины «О Государственном Бюджете на 2020 год», после его принятия)).
Вообще, анализируя бюджет Украины на 2020 год и сопоставляя его с бюджетом на 2013 год, чётко видны приоритеты нового правительства: это оборона, а также инфраструктура и сельское хозяйство, что может рассматриваться в рамках одного цикла: создание условий, дорог, портов и т.д., для экспорта продукции сельского хозяйства из страны.
По теме
И. о. Председателя Государственной налоговой службы Украины Леся Карнаух приняла участие в открытом диалоге с представителями бизнеса Киевской области. Во встрече также участвовало руководство Главного управления ГНС в Киевской области.
После публикации на сайте «Наші гроші» относительно стоимости строительного песка, используемого при строительстве Подольско-Воскресенского моста, компания Autostrada опровергла обвинения в завышении цен и предоставила аргументированное разъяснение. Информацию предоставил владелец компании Максим Шкиль.
Государственная налоговая служба завершила первое полугодие 2025 года с перевыполнением плана поступлений в государственный бюджет на 60,8 млрд грн. Только в июне сверхплановые поступления составили 9 млрд грн, что обеспечило выполнение бюджета на уровне 107,7%.
Надёжность и долговечность инфраструктурных объектов невозможны без тщательного контроля качества на каждом этапе строительства. Именно поэтому компания Autostrada запустила масштабную цифровую инициативу — проект «Прозрачная лаборатория», который объединяет все элементы внутреннего лабораторного контроля в единую технологическую экосистему.
Председатель Государственной налоговой службы Украины Руслан Кравченко провёл рабочую встречу с Главой Федеральной государственной службы финансов Бельгии Филипом Ван де Вельде. Переговоры состоялись в контексте подготовки к скринингу со стороны Европейской комиссии по разделу «Налогообложение» в рамках евроинтеграции Украины.
Государственная налоговая служба Украины внедряет системные меры по детенизации экономики, в частности в сфере расчётных операций и официального трудоустройства работников. Об этом сообщил глава ГНС Руслан Кравченко.
В январе–мае 2025 года поступления от акцизного налога в общий фонд государственного бюджета Украины составили 69,7 млрд грн. Это на 48,7% больше, чем за аналогичный период 2024 года, когда сумма составляла 46,9 млрд грн. Об этом сообщил председатель Государственной налоговой службы Украины Руслан Кравченко.
В январе–апреле 2025 года Государственная налоговая служба Украины провела более 6,5 тысяч проверок в сфере оборота табачных изделий. По их результатам субъектам хозяйствования начислены штрафные санкции на сумму 116,2 млн грн
Предприятия перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли продолжают обеспечивать ключевую долю поступлений в Сводный бюджет Украины. По итогам января – апреля 2025 года именно эти отрасли внесли по 17,2% каждая от общего объёма уплаченных налогов.
Председатель Государственной налоговой службы Украины Руслан Кравченко посетил приграничную Сумщину — регион, который несмотря на ежедневные угрозы и сложную ситуацию с безопасностью, сохраняет устойчивость и демонстрирует стабильный рост поступлений в бюджет.
Новости «Экономика»
И. о. Председателя Государственной налоговой службы Украины Леся Карнаух приняла участие в открытом диалоге с представителями бизнеса Киевской области. Во встрече также участвовало руководство Главного управления ГНС в Киевской области.
После публикации на сайте «Наші гроші» относительно стоимости строительного песка, используемого при строительстве Подольско-Воскресенского моста, компания Autostrada опровергла обвинения в завышении цен и предоставила аргументированное разъяснение. Информацию предоставил владелец компании Максим Шкиль.
Государственная налоговая служба завершила первое полугодие 2025 года с перевыполнением плана поступлений в государственный бюджет на 60,8 млрд грн. Только в июне сверхплановые поступления составили 9 млрд грн, что обеспечило выполнение бюджета на уровне 107,7%.
Надёжность и долговечность инфраструктурных объектов невозможны без тщательного контроля качества на каждом этапе строительства. Именно поэтому компания Autostrada запустила масштабную цифровую инициативу — проект «Прозрачная лаборатория», который объединяет все элементы внутреннего лабораторного контроля в единую технологическую экосистему.