Реформирование налоговой: председатель ГНСУ Алексей Любченко очертил путь развития
Председатель ГНС Алексей Любченко обозначил основные принципы, которые должны совершенствовать налоговую систему Украины. Любченко подробно объяснил, как и за счет чего нужно реформировать существующую систему.
Председатель Государственной налоговой службы Алексей Любченко сообщил, что Украина в прошлом году достигла значительных результатов в работе ГНСУ. Ежегодно из-за различных сделок Украина теряет 7,7 миллиарда долларов. Поэтому борьба с уклонением от налогов только начинается, отметил Алексей Любченко в своем блоге для издания.
Главный налоговик страны подчеркнул, что непростой для всего мира 2020-й стал годом ощутимого прогресса в эффективности работы новой Государственной налоговой службы Украины. В условиях нисходящей динамики экономической активности, которая проявилась еще во втором полугодии 2019-го, и рост номинального ВВП в 2020 году на 5,4% (падение реального выпуска составил 4%) поступления в государственный и местные бюджеты, а также по единому социальному взносу в прошлом году выросли на 13,5%, а сальдо поступлений по налогу на добавленную стоимость увеличилось на 36,8%.
Индикативные показатели налоговых поступлений 2020 перевыполнен на 49,2 млрд грн (+ 10,7%). В январе-феврале 2021-го при росте объемов поставок товаров и услуг (база обложения НДС) на 10,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сальдо поступлений по НДС увеличилось в 1,5 раза (с 17,8 млрд до 25,8 млрд грн). Это стало возможным благодаря эффективному расширению базы налогообложения за счет теневой экономики.
В то же время борьба государства с налоговыми злоупотреблениями все еще далека от завершения. По оценке ГНСУ, потери Украины от применения схем по уклонению (минимизации) уплаты налогов составляют около 7,7 млрд долл. США в год, в том числе: зарплата в "конвертах" - 4,3 млрд долл., Деятельность "скруток" и конвертационных центров - 1,5 млрд, оффшоры - 0,8, подакцизные товары - 1,0 млрд, убытки государственных предприятий - 0,1 млрд долл. К примеру, общие доходы населения 2020 без учета налогов составляли 3,4 трлн грн, из которых 1,9 трлн - это заработная плата и другие трудовые доходы. При этом объемы выручки предприятий торговли, фиксируются через кассовые аппараты, в 2020 году составляли менее 1,3 трлн грн. Это значит, что только 38% расходов домохозяйств фиксируется через фискальный чек с оплатой соответствующих налогов и сборов.
Важно понимать, что успешность мер по реформированию налоговой системы и эффективного преодоления налоговых схем зависит не столько от экстенсивных усилий по повышению налогового контроля, сколько от построения надежной модели взаимодействия между налогоплательщиками и государством, пользоваться доверием обеих сторон налоговых взаимоотношений. Для этого нужно обеспечить соблюдение государством ключевых принципов в сфере налогообложения, которыми, по нашему мнению, должны быть: справедливость (равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации), прозрачность (обмен информацией между налоговыми агентами и налоговыми органами; внимание к сути операций, а не к их форме) и удобство во взаимодействии с налоговыми органами (платить налоги честно должно быть выгодно, налоговая служба обеспечивает качественный сервис налогоплательщикам).
Воплощение в жизнь этих принципов, по-моему, создаст органические условия для решения проблем налогового регулирования в Украине и обеспечит соблюдение экономическими субъектами требований законодательства при уплате налогов.
На практике реализация вышеупомянутых принципов должна предусматривать те шаги, которые будут внедрять лучший международный опыт по реформированию и совершенствованию налоговой системы.
С - справедливость
Распространенные в мире схемы по уклонению от уплаты налогов с помощью структурирования бизнес-деятельности через низконалоговые юрисдикции пользуются популярностью и в нашей стране. С целью противодействия этому явлению Украины с 1 января 2017 присоединилась к Программе расширенного сотрудничества по BEPS, взяв на себя обязательства по имплементации минимального стандарта Плана действий BEPS (действия 5, 6, 13, 14). Во исполнение международных обязательств и с целью внедрения международных правил налогообложения был принят закон Украины №466-IX по имплементации основных рекомендаций ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и перемещению прибылей за границу (План действий BEPS).
Полноценная реализация требований закона даст возможность расширить базу налогообложения в нашей стране через налогообложение доходов налоговых резидентов Украины, которые аккумулируются на счетах оффшорных компаний с целью "двойного налогооблажения", и обеспечит справедливую систему налогообложения для субъектов, ведущих свою деятельность на территории Украины. Важным в этом контексте является внедрение обмена информацией с налоговыми органами других стран в автоматическом режиме и по единому международному стандарту, что позволит налоговым органам Украины своевременно выявлять и принимать меры к нарушителям налогового законодательства. Шагами в этом направлении должны стать:
введение налогообложения контролируемых иностранных компаний (согласно рекомендациям ОЭСР и в сроки, определенные законом Украины №466-IX) и отчетности в разрезе стран для международных групп компаний, работу над которой недавно было завершено Министерством финансов;
присоединения к соглашению MCAA CRS (многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах и передачи налоговой информации по единому стандарту)
проведение переговоров и подписание двусторонних соглашений об автоматическом обмене информацией с ключевыми странами - торговыми партнерами и низконалоговых юрисдикциях;
выполнение технических требований, необходимых для автоматического обмена информацией (с осуществлением аудита соответствия ОЭСР).
Установлению более справедливой системы налогообложения в Украине будет способствовать также гармонизация систем налогообложения инструментов финансового сектора и пассивных доходов физических лиц. Львиная доля доходов самых богатых домохозяйств обеспечивается за счет пассивных доходов, в том числе благодаря владению ими корпоративными правами и денежными средствами через инвестиционные фонды, существенно снижает эффективную ставку налога для таких физических лиц. Это создает возможности для оптимизации налогообложения, в том числе с использованием институтов совместного инвестирования, а также нарушает принцип справедливого налогообложения для всех участников финансового сектора и финансовых инструментов. Учитывая это необходимо привести ставки налога на доходы физических лиц, полученные за счет дивидендов или операций с ценными бумагами (в том числе с сертификатами инвестиционных фондов), до уровня стандартной ставки налога на доходы физических лиц. Это позволит восстановить здоровые пропорции налогообложения доходов и сбережений физических лиц и снизить неравенство в налогообложении, в результате которой бедные слои населения платят больше налогов (относительно своего уровня дохода), чем богатые слои.
П - прозрачность
С начала 2020 года объем только гривневой наличности в экономике Украины вырос на 34%, однако определить, какая часть этого прироста обусловлена предусмотрительным поведением экономических агентов на фоне карантина, а какая - результатом увеличения теневого товарооборота, достаточно трудно. В то же время общеизвестно, что схемы с «оптимизацией» налоговой нагрузки реализуются с помощью наличных расчетов, ведь в таком случае невозможно идентифицировать ведения хозяйственной деятельности через механизмы банковского мониторинга. В таких условиях следует стимулировать безналичные расчеты, в том числе путем снижения лимитов на расчеты наличными и совершенствование системы контроля за наличными расчетами.
Также требуют усиления контроля за деятельностью физических лиц-предпринимателей и противодействие злоупотреблению упрощенной системой налогообложения, поскольку, как известно, распространена практика осуществления под прикрытием ФЛП своей деятельности крупного бизнеса и торговых сетей. Это требует усиления аналитической работы по выявлению случаев умышленного "дробления" деятельности предприятий и сетей и распространение требований по использованию физическими лицами-предпринимателями фискальных регистраторов расчетных операций.
Эффективной работе налоговых органов будет способствовать налаживанию информационного обмена между регуляторами финансового сектора (НБУ, НКЦБФР), банками и ГНАУ. Для этого нужно определить периметр информационных активов, необходимых ГНСУ для эффективного выполнения полномочий, и внести необходимые изменения в законодательство и нормативно-правовых актов, регулирующих обмен информацией между государственными органами (при необходимости - подписать меморандумы о сотрудничестве), а также настроить технические параметры обмена информацией(в том числе криптографической защиты) для передачи информационных активов в электронном виде.
Значительный потенциал в стимулировании детенизации хозяйственной деятельности имеют также территориальные общины и местные органы власти, финансовая состоятельность которых существенно выросла в результате реформы децентрализации. В июле-ноябре 2020 среднемесячный остаток средств на депозитных счетах в банках региональных и местных органов государственного управления составил более 10,5 миллиардов грн, а их доля в финансировании капитальных инвестиций в Украина 2020 года выросла до 10,4%. Повышение прозрачности и эффективности использования средств территориальных общин, в том числе путем создания местных центров ответственности, способствовать повышению роли местных общин в обеспечении роста экономики и улучшении качества жизни в регионах.
У- удобство
Не следует забывать и о том, что уплата налогов должна быть удобной для плательщиков, и усиление контроля за неуплатой налогов не должно увеличивать нагрузку на "белый" бизнес. Налоговые органы должны внедрить автоматизированную систему риск-контроля субъектов, относящихся к группе повышенного риска, в том числе, осуществляющих операции с подакцизными товарами. Совершенствование контроля за перемещением и реализацией подакцизных товаров без усиления нагрузки на добросовестных налогоплательщиков возможно путем цифровизации соответствующих процедур и усиление аналитической способности налоговых органов.
Упрощению деятельности банков, небанковских финансовых учреждений и потребителей их услуг и повышению спроса на финансовые инструменты сбережений и инвестиций будет способствовать совершенствованию законодательства по вопросам деятельности налоговых агентов при налогообложении операций с ценными бумагами.
Эти и другие изменения, направленные на практическую реализацию основных принципов функционирования налоговой системы государства, обеспечат достижение общественного консенсуса в развитии надежной и взаимовыгодной модели взаимодействия государства и налогоплательщиков.
Напомним, Государственная налоговая служба сообщила об обнаружении операций в Винницкой области, которые могут быть связаны с легализацией незаконно полученных доходов. ASPI news сообщало, что согласно отчету ГНС, в 2020 году было выявлено 3,4 тысячи наемных лиц без оформления трудовых отношений, труд которых использовался работодателями.
По теме
С начала 2024 года добыча угля в государственных шахтах выросла более чем на 24%.
Правительство одобрило законопроект о приближении ставок акцизного налога к минимальному уровню, установленному в ЕС. В проекте указано, что такое нововведение будет происходить постепенно (до 2028 года) и сможет обеспечить дополнительные поступления в государственный бюджет во втором полугодии 2024 года:
Экспортно-кредитное агентство (сокращенно ЭКА) — государственное учреждение, помогающее отечественному экспортеру в распространении товаров на внешние рынки.
В Национальном банке Украины заверили, что в ближайшем будущем е-гривна будет дополнением наличной и безналичной форм, но никак не заменой.
Ярослав Железняк отметил, что очень вероятно, что сегодня будет объявлено о «staff-level-agreement», а после состоится заседание Совета Международного валютного фонда и наконец выделение транша для Украины в $890 млн.
Банки ОАЭ ограничили расчеты с россией и закрывают счета предприятиям из-за риска попасть во вторичные санкции
The owner of Cascade Investments Fund, Vitaly Khomutynnik, became a shareholder of two large companies with assets in Ukraine. This was a pre-war strategy, Khomutynnik assures. How has his business changed over the past two years?
Сегодня криптотрейдерам и инвесторам доступны пары ETC/USDT, ETH/USDT, XRP/USDT и другие, но вся история крипторынка начиналась с Биткоина. Главная монета из мира цифровых активов появилась в 2009 году. С того момента и до сих пор никто не знает точно, кто создал Биткоин. Таинственный разработчик или группа создателей скрываются под псевдонимом Сатоши Накамото.
The Odesa region is under constant missile fire from the Russian army. Most of the "arrivals" are in the Bilhorod-Dniester district.
Согласно отчету разведки, кремлевские союзники президента РФ Владимира Путина борются друг с другом за контроль над прибыльной торговлей зерном на оккупированной Украине.
Новости «Экономика»
С начала 2024 года добыча угля в государственных шахтах выросла более чем на 24%.
Правительство одобрило законопроект о приближении ставок акцизного налога к минимальному уровню, установленному в ЕС. В проекте указано, что такое нововведение будет происходить постепенно (до 2028 года) и сможет обеспечить дополнительные поступления в государственный бюджет во втором полугодии 2024 года:
Экспортно-кредитное агентство (сокращенно ЭКА) — государственное учреждение, помогающее отечественному экспортеру в распространении товаров на внешние рынки.
В Национальном банке Украины заверили, что в ближайшем будущем е-гривна будет дополнением наличной и безналичной форм, но никак не заменой.