Роспуск парламента: ближайшее будущее или страшилка для взрослых?
скриншот с фильма "Слуга народа"
На фоне предвыборных рейтингов кандидатов в президенты в информационном пространстве часто звучат мнения о роспуске парламента и досрочных выборах. Такие прецеденты уже были в истории Украины, однако как политическое сообщество, так и общество взволнованы вероятным политическим кризисом, который надвигается на украинский политикум.
Чтобы разобраться и расставить все точки над "и", мы попытались определить юридический аспект вероятности такого сценария, политические мотивы тех, кто может влиять на это, и спросили у экспертов, какие последствия для украинского общества принесет роспуск и внеочередное переизбрание парламента.
История внеочередных выборов в парламент
Прежде всего важно провести краткий исторический экскурс украинской политики и напомнить читателям, когда уже были такие ситуации и какие были предпосылки для этого.
Впервые роспуск парламента состоялся еще когда в Украине не было Конституции - в 1994 году. Тогда Украина жила по конституции УССР с определенными актуальными изменениями.
Причины тогда были более экономически социальными, чем политическими. Несмотря на то, что был постоянный конфликт между базовыми органами государственной власти - парламентом, правительством и президентом, решающим мотивом для переизбрания президента и парламента служили забастовки и митинги шахтеров и железнодорожников. Президент Леонид Кравчук постоянно конфликтовал с премьером Леонидом Кучмой, что отражалось на политическом ландшафте Украины.
В следующий раз переизбрание парламента состоялось в 2007 году. Тогда был острый политический кризис, когда полномочия ветвей власти вступали в противоречие и были нечетко сформированы. Тогда даже возник термин "война полномочий". Противостояние традиционно было между президентом с одной стороны, и парламентом и правительством с другой. Основными действующими персонажами были президент Виктор Ющенко, который потерял часть полномочий после конституционной реформы, и был президентом уже парламентско-президентской страны, и с другой стороны премьер-министром Виктором Януковичем.
Причины политического кризиса 2007 года начались за год до того - Ющенко не хотел премьерства Юлии Тимошенко, а "Наша Украина" вступила в союз с "Партией регионов". Через два месяца "Наша Украина" стала в оппозицию к правительству Януковича, что и стало обострением политического кризиса.
Несмотря на то, что парламент сразу не признал Указ президента Ющенко, но в результате долгих переговоров и судов, внеочередные парламентские выборы все же были назначены на 30 сентября 2007 года.
Третий раз роспуск парламента состоялся в 2014 году. Анализируя их целесообразность, трудно сравнивать их с предыдущими ситуациями, ведь уже тогда состоялась аннексия Крыма, на Донбассе сепаратистские движения России набирали обороты, а государственность Украины была под угрозой. И этой угрозе активно способствовали некоторые представители тогдашнего парламента. Многие, кто не успел убежать в Россию из "Партии Регионов" и "Коммунистической партии" симпатизировали пророссийским движениям. Был большой запрос самого общества, ведь после Майдана был большой запрос на полную перезагрузку власти. Тогда президент Петр Порошенко назначил досрочные парламентские выборы.
Юридический аспект
Что касается юридических условий и предпосылок назначения внеочередных выборов в Раду, прежде всего важно указать норму Конституции Украины, а именно ч. 2 ст. 77, где указано, что:
Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.
Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом.
Кроме этого, ст. 90 указывает условия, при которых президент может прекратить полномочия ВРУ, а именно, если:
- в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции;
- в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;
- в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Также эта норма говорит, что Полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины.
Это является очень важным элементом в нынешних политических реалиях, ведь если в результате второго тура президентских выборов страну возглавит Владимир Зеленский, у него будет очень мало времени для инициации подобных изменений. Для этого нужно будет ускорять инаугурацию и вести переговоры с депутатскими фракциями, чтобы обеспечить беспрепятственный роспуск нынешнего созыва Верховной Рады.
Де-юре коалиция прекратила существование 18 февраля 2016 года, когда из нее вышла фракция "Самопоміч", за день до этого из коалиции вышла фракция "Батьківщина". Через месяц, как того требует законодательство, новая коалиция сформирована не была. Но несмотря на это, собирать большинство голосов удавалось и удается до сих пор.
Было ли это важно для работы парламента или нет, но до президентских выборов отсутствие коалиции не мешало принимать необходимые законы. Принципиальное внимание отсутствие коалиции заслуживает тем, что это является законным основанием для роспуска нынешнего созыва.
Экспертный вердикт
Как считает политолог Александр Антонюк, не стоит списывать со счетов вероятность выигрыша выборов именно Порошенко, ведь у него есть предпосылки для этого. И они заключаются не только в нем самом, а и в неизвестности его оппонента для электората, что может повлиять на голосование.
"Если президентом останется Порошенко, а такая возможность не исключена, роспуска Рады точно не будет, так как он об этом ясно сказал. Вероятность роспуска рассматривается только, если президент будет новый, то есть Зеленский", - говорит Антонюк.
По его словам, для Зеленского не так просто будет распустить парламент, даже если он этого пожелает. И главной причиной этого являются именно временные рамки и доказательства отсутствия коалиции.
Официальное объявление результатов выборов должно состояться до 1 мая, а инаугурация должна состояться до 3 июня. Конечно, это не значит, что инаугурация обязательно будет только через месяц, например, Порошенко пять лет назад взял на себя полномочия уже через пять дней после объявления результатов выборов.
В этой системе временных координат, объявление о роспуске парламента и назначении выборов может быть принято только до 27 мая - за шесть месяцев до истечения полномочий этого созыва парламента.
Александр Антонюк считает, что у Зеленского будет такая возможность, но это будет отчаянным шагом. К тому же нужно дождаться решения Окружного суда о признании отсутствия коалиции в парламенте, как юридического основания для подобных действий нового президента. В таких быстрых темпах, добавляет политолог, вполне вероятным является нарушение законодательства, в первую очередь Конституции, и если такое произойдет для самого Зеленского могут быть неприятные последствия позже, когда начнется расследование этого.
Политический эксперт Михаил Чаплыга считает, что на сегодня легитимность парламента составляет менее 10%, следовательно его роспуск и перевыборы будут положительно восприняты обществом. К тому же, самому Владимиру Зеленскому это будет более выгодно, ведь его президентская кампания имела эффект шоу, и он сможет также использовать возможность парламентской кампании как продолжение этого шоу, чтобы завести как можно больше представителей партии "Слуга народа".
Тем не менее, вспоминая опыт Ющенко, когда парламент отказался признавать Указ президента о перевыборах, подобная участь может постигнуть и Зеленского, когда другие ветви власти, которые он не сможет контролировать, будут в неофициальной оппозиции к нему. Но в таком случае он сможет апеллировать к обществу, демонстрируя такое поведение других органов.
Говоря о целесообразности такого решения, очевидно, что таким партиям как: "Оппоблок", "Батьківщина", "Блок Петра Порошенко", "Слуга народа" - то есть тем, которые развернули свои штабы достаточно мощно, это вполне выгодно, поскольку их кампании уже "разогретые". Кроме этого, Зеленскому это тоже может быть выгодно, поскольку сейчас ему не на кого опереться в парламенте, - считает эксперт.
В общем, по его мнению, вероятность назначения перевыборов составляет 70% на 30% - в пользу перевыборов.
Что касается последствий такого решения нового президента, то Александр Антонюк считает, что обществу бояться ничего, кроме продолжения информационных "землетрясений", которые будут периодически, потрясая информационное пространство.
Но реальные последствия могут быть тогда, когда будет необходимо принимать новый бюджет, который будет сформирован нынешним составом парламента, а приниматься - новым, тогда действительно могут быть экономические последствия для украинцев.
Михаил Чаплыга считает, что для общества роспуск парламента будет положительным моментом, ведь общество ждет изменения не только президента, а и парламента, поэтому это будет положительно воспринято даже психологически.
"Для общества это позитив, ведь в период предвыборной кампании политики очень уязвимы, они более готовы слушать избирателей, готовы идти в направлении интересов общества, поэтому подобная перманентная кампания в интересах общества", - добавил Чаплыга.
Что касается угрозы для государственности, то это только страшилки, никаких угроз в этом плане не существует, считает эксперт.
Вывод
Второй тур выборов еще не состоялся, но результаты соцопросов позволяют прогнозировать дальнейшие сценарии бурной политической жизни Украины. Следует ожидать, что новый президент будет склоняться к переформатированию не только подотчетных президенту кадров, но и других ветвей власти, для беспрепятственного ведения собственной политики.
Учитывая сегодняшний запрос на изменение системы, у Зеленского есть кредит доверия, но сохранится ли он, если Зеленский пробудет на посту президента несколько месяцев и не сможет оправдать ожиданий своих избирателей?
С другой стороны, Зеленский свое бездействие может оправдать именно нынешним парламентом и его нежеланием проводить реформы, а значит это будет полезным инструментом поднятия рейтинга.
По теме
После признания Россией террористических организаций "ДНР" и "ЛНР" эксперты заговорили о конце Минских соглашений. О последствиях ликвидации этой переговорной площадки рассказал научный директор Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива, профессор Национального университета "Киево-Могилянская Академия" Алексей Гарань.
По сообщениям из Елисейского дворца, результатом переговоров президентов России и Франции Владимира Путина и Эммануэля Макрона 20 февраля должен стать саммит по определению новой архитектуры мира и безопасности в Европе. Как на такое предложение фактически нового передела мира отреагируют США и Украина, ASPI news рассказал заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил о введении "цифрового народовластия" через приложение "Дия". Зачем это нужно властям, ASPI news объяснил политолог, нардеп VIII созыва Александр Черненко.
В среду, 9 февраля, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что деэскалации в Украине можно добиться отзывом западных военных инструкторов, вывозом иностранных вооружений и отказом от совместных учений с НАТО. Почему появился новый кремлевский ультиматум Западу, объяснил политолог, нардеп III-VI созывов Тарас Чорновил.
После признания Россией террористических организаций "ДНР" и "ЛНР" эксперты заговорили о конце Минских соглашений. О последствиях ликвидации этой переговорной площадки рассказал научный директор Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива, профессор Национального университета "Киево-Могилянская Академия" Алексей Гарань.
По сообщениям из Елисейского дворца, результатом переговоров президентов России и Франции Владимира Путина и Эммануэля Макрона 20 февраля должен стать саммит по определению новой архитектуры мира и безопасности в Европе. Как на такое предложение фактически нового передела мира отреагируют США и Украина, ASPI news рассказал заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил о введении "цифрового народовластия" через приложение "Дия". Зачем это нужно властям, ASPI news объяснил политолог, нардеп VIII созыва Александр Черненко.
В среду, 9 февраля, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что деэскалации в Украине можно добиться отзывом западных военных инструкторов, вывозом иностранных вооружений и отказом от совместных учений с НАТО. Почему появился новый кремлевский ультиматум Западу, объяснил политолог, нардеп III-VI созывов Тарас Чорновил.
На днях секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что Россия не угрожает Украине и не желает войны. Почему Кремль прибег к риторике примирения, ASPI news объяснил руководитель фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко.
Глава МИД России Сергей Лавров предположил, что президент Украины Владимир Зеленский может приехать в Россию на переговоры с Владимиром Путиным, впрочем, говорить о Донбассе они не будут. Почему Москва не желает говорить с Киевом об этом, рассказал нардеп VI и VII созывов, президент ОО "Центр исследований политических ценностей" Олесь Доний.
В понедельник, 24 января, руководители США и ведущих стран Европы согласовали общий алгоритм действий на случай вторжения России в Украину. В частности, британский премьер Борис Джонсон предостерег Москву, что агрессия станет катастрофической для РФ.
В четверг, 20 января, в Польше прошла встреча президентов Украины и Польши Владимира Зеленского и Анджея Дуды. Каковы последствия переговоров, пояснил нардеп III-VI созывов Тарас Чорновил.
На фоне угрожающих заявлений официальных представителей России генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью итальянской газете La Repubblica заявил, что в 2008 году члены Альянса решили принять Украину и Грузию в НАТО, но не уточняли, когда именно. Как коллективный Запад будет реагировать на вызовы Кремля, пояснил заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак сообщил 14 января, что президент Владимир Зеленский предложил руководителю США Джо Байдену организовать трехсторонние переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным. По словам главы ОП, американская сторона заинтересована вовлечься в мирное урегулирование на Донбассе.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва готова к переговорам с Киевом в случае если украинская армия сложит оружие. О целях Кремля в войне с Украиной ASPI news рассказал директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Депутаты Верховной Рады Украины работают над законопроектами по усилению кибербезопасности в Украине. Об этом сообщила глава партии "Голос" Кира Рудык.
Нардеп из фракции "Европейская солидарность" Владимир Вятрович считает, что слова украинского дипломата Вадима Пристайко о возможности Украины отказаться от вступления в НАТО могут быть не случайными. Об этом он заявил в комментарии ASPI news.
Родители военных, погибших при прохождении службы, провели под Офисом президента "Митинг Справедливости". Они подчеркнули, что не верят в самоубийства своих детей и требуют наказания военного руководства.