Украинская Антарктида: таинственная история, странные традиции и неожиданные открытия

последние новости в Украине останні новини в Україні
Фото:
Оксана Савенко

В один момент украинские полярники остались без собственной станции в Антарктиде, потому что общее имущество СССР на континенте без всяких дискуссий перебрала на себя Россия. О британском следе в независимой антарктической истории нашего государства, судьбе озоновой дыры, пользе полярного самогона и многом другом в эксклюзивном интервью ASPI news рассказал директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий.

В конце июля 1995 года посол Украины в Великобритании Сергей Комиссаренко и британский министр иностранных дел Дэвид Дэвис обменялись дипломатическими нотами о передаче Украине антарктической станции "Фарадей", которая впоследствии была переименована в "Академик Вернадский" (или как ее коротко называют наши полярники "Вернадский"). С тех пор и начался отсчет антарктической истории независимой Украины.

Люди, самолеты и вездеходы

Евгений Дикий возглавил ГУ "Национальный антарктический научный центр" Министерства образования и науки Украины в июле 2019 года. Профессиональный эколог, кандидат биологических наук. Разработчик Концепции и Государственной программы биологической безопасности Украины. В 2014 году ушел на фронт в составе добровольческого батальона "Айдар", командовал ротой, награжден отличием министра обороны "Воинская доблесть" и медалью "Защитник Отечества". После демобилизации вернулся к научной работе весной 2015 года.

ASPI news: Накануне передачи станции "Фарадей" британская делегация встречалась с учеными Киева и Харькова. Существовала ли в то время в Украине сильная полярная научная школа? Чем наши ученые настолько поразили британских коллег?

- Шестого февраля 1996 года состоялась уже физическая передача Украине станции "Фарадей". Однако этому событию предшествовала кропотливая работа. Кроме того, что действовали наши дипломаты, нужно было убедить британцев, что они отдают свою станцию в хорошие руки. Потому что желающих получить имущество было немало. Насколько я знаю, сильнейшим конкурентом была Южная Корея (корейцы, в отличие от украинцев, предлагали за станцию деньги - Авт.). Для сравнения, сейчас у корейцев две станции в Антарктиде, одна в Арктике, есть свой ледокол. Годовой бюджет их института полярных исследований составляет 100 миллионов долларов.

Украина же в начале 1990-х была еще беднее, чем сейчас, по крайней мере в плане свободных средств. А перебить тогда предложение корейцев удалось двумя аргументами. Первый – люди. Для всех остальных стран, включая Южную Корею, которые хотели тогда получить "Фарадей", это был первый заход в Антарктиду. Британцам пришлось бы практически с нуля проводить обучение персонала станции. В Украине же ситуация отличалась кардинально – у нас были подготовлены опытные кадры. К тому же страна имела собственный научный флот.

Существовало большое количество научных и инженерно-технических специалистов, которые работали еще со времен СССР. С 1956 года, когда высадилась первая советская комплексная антарктическая экспедиция, не было пропущено ни одного сезона. И до 1992 года примерно 30% состава экспедиций составляли  украинцы. Суммарно речь идет о паре тысяч людей за все эти годы, в частности, не менее двухсот ученых с серьезным опытом исследований.

Некоторые аспекты антарктического бытия полностью закрывала Украина. Так, харьковский завод имени Малышева производил вездеход "Харьковчанка", который функционировал при температурах до -80 градусов Цельсия. Полностью автономная машина, где люди могли находиться сроком до месяца и преодолевать тысячи километров центральной Антарктиды. Ни одно другое предприятие на территории советской империи не было способно выработать нечто подобное.

В небе Антарктиды до 1986 года хозяйничали самолеты киевского АНТК имени Антонова. Лишь впоследствии появился еще и российский Ил. При этом на такие сложные летные условия отправляли именно заводские экипажи. То есть снизу Антарктиду преодолевали харьковчане, а с неба – киевляне. И все это называлось советской антарктической экспедицией.

Поэтому логично ожидать, что после независимости Украина сможет получить часть антарктического наследия. При том, что наши желания были слишком скромными. Претендовали на две или хотя бы на одну из двенадцати советских станций. Однако Москва ответила абсолютно в своем стиле, и все советское антарктическое имущество волшебным образом превратилось в русское. Когда у нас уже была бывшая британская станция, Россия еще год блокировала Украине вступление в Договор об Антарктике с формулировкой, что украинцы имеют к РФ имущественные вопросы. Даже пришлось отправлять Москве официальную дипломатическую ноту с отказом от претензий на советские станции.

На самом деле, большое счастье, что нам тогда ничего не отдали, потому что потом много лет Украина не делала больших капитальных вложений в "Вернадского". В такой ситуации советская станция уже давно превратилась бы в прах. Британского же запаса прочности хватило для того, чтобы база дожила спокойно до нашего времени и вот только сейчас, впервые за четверть века, она принадлежит Украине, делаем наконец ее капитальную модернизацию.

Таким образом, по состоянию на 1995 год у нас сохранилось много специалистов-полярников, которые вдруг оказались без собственной станции. Пообщавшись с ними, британцы вздохнули с облегчением, потому что оказалось, что не надо никого ничему учить, а просто передать украинцам ключи от станции и уровень наблюдений и различных измерений будет таким же, как и при них. А для британцев это было важным, поскольку по соглашению следующие десять лет мы должны были предоставлять им копии данных измерений всех приборов на станции, чтобы не прерывалась длинная полоса наблюдений, потому что некоторые из них Лондон начал еще с 1940-х годов.

Второй фактор, благодаря которому мы тогда получили "Фарадей", - наличие научно-исследовательского флота. Этот фактор, к сожалению, с тех пор уже истек. На 1991 год Украина располагала 36 научно-исследовательскими кораблями, из них 12 ледового класса. На самом деле 36 судов – это безумно много. Мало кто из европейских стран может себе позволить содержать такой научный флот. Это дорогая игрушка и аж столько кораблей нам конечно было не нужно. Такой флот – это уровень США, Японии и Великобритании. Большинство европейских стран имеют научный флот от одного до четырех судов, но они постоянно работают и поддерживаются в надлежащем состоянии.

Нам нужно было оптимизировать научный флот, оставив три-четыре новейших корабля, которые получали надлежащее финансирование и работали на нужды всех министерств и научных учреждений. А избыток судов надо было прозрачно продать. Вместо этого каждое ведомство боролось, чтобы финансировали именно его флот. Доходило до полного абсурда. Минобразования, которому принадлежит "Вернадский", начало возмущаться, мол, чего мы тратим деньги на корабли, которые принадлежат Минэкологии. Как будто не в одной стране живем.

Пока ни одно судно не находится на ходу. Для ремонта пригоден один корабль, и тот годится для исследований Черного моря, а не для Антарктиды. Полярного корабля не осталось ни одного. Последний в 2011 году пошел на металлолом. Очень грустная история. Однако я надеюсь, что у нее будет и светлая страница. Так, в прошлом году сделали первую попытку приобрести корабль ледового класса. Но эти планы накрылись бюджетной дырой, возникшей в декабре 2019 года, когда недосчитались 40 миллиардов гривен. Понятно, что в такой момент стало не до ледоколов. Но сейчас уже сформирована заявка Минобразования на 2021 год на приобретение подержанного корабля, который находится в работе 5-6 лет, стоимостью примерно в 120 миллионов долларов. Судно должно находиться в таком состоянии, чтобы еще 20 лет точно работало. И такие варианты есть.

Последний раз своим кораблем ходили антарктическим летом 2001/2002 годов. Следующие 18 лет тратимся на фрахт иностранных судов. Замечу, на рынке антарктической логистики спрос сильно превышает предложение. Бывают сезоны, что даже два корабля предоставляют услуги коммерческого фрахта. И вот за эти суда сражаются с десяток антарктических экспедиций, которые не имеют собственных плавсредств. Поэтому средняя оплата корабля начинается от 25 тысяч долларов (самый дешевый) до 30-35 тысяч долларов (более-менее нормальное судно) в сутки. Иногда удается существенно сэкономить, скооперировавшись с какой-то другой экспедицией. Конечно, собственное судно тоже требует средств, но, извините, все эти расходы остаются в пределах страны.

 

3D-тур по станции "Академик Вернадский"

ASPI news: Сейчас еще действует Государственная целевая научно-техническая программа проведения исследований в Антарктике на 2011-2020 годы. Что удалось выполнить, а что нет, и почему? Когда будет принята новая программа, чем она будет отличаться от предыдущей, учитывая, что мир стремительно меняется?

- Научная часть программы выполнена полностью. Что касается модернизации антарктической базы, то удалось закупить все оборудование, но установить его помешал карантин. Из-за коронавируса нам едва удалось заменить экспедицию на станции. Даже речь шла о том, чтобы еще на год оставить 24-ю украинскую экспедицию. Кстати, некоторые страны, например, Китай и Индия сразу же пошли таким путем. Украинцы тоже соглашались остаться, но и физически, и психологически жить на базе второй год подряд очень сложно. И то, что удалось в период карантина провести пересменку экспедиции – это уже большой успех. Однако это стоило дополнительных денег. В результате вынуждены были существенно сократить план за счет строительно-монтажных работ. Итак, куча нашего имущества, которое, к счастью, успели закупить до кризиса, пока хранится на складах одной из логистических компаний в Чили.

Сейчас у нас действует и финансируется последняя из всех государственных программ. Большинство их было зарублено еще в 2014 году. После длительных переговоров между МОН и Минфином вышли на компромиссный вариант – действующая программа продлевается на следующие три года.

ASPI news: Какой уровень финансирования исследований в Антарктике? По вашему мнению, он достаточен под поставленные задачи?

- Я, наверное, единственный директор украинского научно-исследовательского учреждения, который не будет сейчас жаловаться. Так, если сравнить с европейскими коллегами, то Французский институт полярных исследований имеет бюджет в 280 миллионов евро в год. Об американской программе на 600 миллионов долларов лучше вообще не вспоминать. На такие расходы мы не надеемся. Даже в светлом будущем, которое, надеюсь, наступит, мы ориентируемся, например, на польских и турецких коллег, у которых годовые бюджеты антарктических программ составляют 10 миллионов долларов.

С 2014-го мы получали около 60 миллионов гривен в год. В 2018-м сумма была увеличена до 104 миллионов гривен, потому что впервые предусмотрели деньги на капитальные расходы. Пора уже что-то вкладывать в станцию, а не только бесконечно эксплуатировать добрую надежную базу, но построенную британцами 40-50 лет назад. Все сооружения станции 1970-х годов, дизеля – 1980-х, опреснитель воды – 1986 года. В 2019-м цифра финансирования снова уменьшилась до 60 миллионов гривен. Но на 2020 год заложены основные средства на модернизацию, поэтому сейчас имеем рекордный бюджет за всю историю украинской антарктической программы – 143 миллиона гривен.

Наше счастье, что этот бюджет утверждался до коронавирусного кризиса. После начала карантина нам никто не положил ни копейки, но зато наша программа и не попала под секвестр. Исходим из того, что при удлинении госпрограммы будет сохранен примерно действующий объем финансирования. Хочу процитировать экс-главу Минфина Оксану Маркарову, которая на одном из мероприятий сказала: "Я всегда найду деньги для двух учреждений – Антарктического центра и Института национальной памяти, я вижу на что они их тратят".

Полярная ночь и психологическая совместимость

ASPI news: Кто входит в состав экспедиционной команды? Как в неё попасть? Существуют ли ограничения для претендентов на участие в экспедиции? Все же люди работают год в не самых благоприятных природных условиях, и еще внутри маленькой постоянной группы. Вероятно, это не так просто. Хотя бытовые условия, кажется, там неплохие. Есть даже бар с бильярдом, библиотека и тому подобное.

- Украинская антарктическая экспедиция ежегодно состоит из двух частей: зимовальный отряд и сезонный отряд. Зимовальщиков стандартно двенадцать, они проводят на станции 13 месяцев. В эту команду входит пять человек из команды жизнеобеспечения – повар, врач, дизелист-электрик, системный механик и администратор связи. За последние 25 лет последняя профессия, кстати, эволюционировала от радиста к сисадмину. Остальные – ученые, в первую очередь, геофизики, которые должны обеспечивать непрерывность и одинаковое качество всех измерений. Исследуются: магнитное поле, ионосфера Земли, климатические показатели, тектоника, сейсмика и тому подобное.

Работа сезонного отряда веселее и легче. Они заезжают на время антарктического лета – формально с декабря по февраль, но реально в наших условиях – с января по март, а иногда даже по апрель. Задача отряда не сидеть на станции, а максимально далеко, как позволяет наш малый флот (моторные лодки), объездить и континентальный берег, и другие острова, собирая образцы, которые будут затем обрабатываться в лабораториях украинских университетов и научных институтов. Учеными сезонного отряда, в первую очередь, являются биологи, экологи и геологи.

Состав зимовального отряда принимается на работу по контракту. Ежегодно на сайтах Антарктического центра и МОН объявляем конкурс. Сначала рассматриваем анкеты искателей. На этом этапе отсеиваем примерно половину претендентов. Часть людей не имеют ни нужных опыта, ни навыков, им просто очень хочется в Антарктиду. По-человечески я их абсолютно понимаю.

Далее проходит собеседование по профессии с участием тех людей, которые уже работали на станции, потому что они точно знают, что именно там нужно делать. Затем проводим медицинскую комиссию на базе госпиталя МВД. Требования не как к космонавтам. Это не центральная Антарктида и не Южный полюс, где летом 30, а зимой -80 градусов Цельсия. По антарктическими меркам, на станции курортные условия (где летом температура прыгает вокруг нуля +5/-5, а зимой спускается до -30 градусов Цельсия). Единственное требование – отсутствие хронических заболеваний, которые могут обостриться в Антарктиде. Те девять месяцев в году, когда станция скована льдом, один доктор в условиях станционного медпункта должен решить любую проблему, иногда даже прооперировать.

Наконец, психологический отбор. Ранее его не проводили. Сейчас пытаемся ввести его в норматив, потому что психологические нагрузки там сильнее, чем физические. Условия закрытой микрогруппы, изолированной от всего мира, выдерживают не все. На самом деле было несколько случаев, когда людей, которые удачно проходил профессиональный отбор, не пропускали психологи. К сожалению, психология все еще не является точной наукой, поэтому существует огромное поле для рисков, однако мы стараемся их минимизировать.

Финальный этап – люди отправляются на тренировку на базе харьковского Радиоастрономического института НАНУ. Там установлен ряд приборов, которые работают и на антарктической станции. Поэтому если для части коллектива экспедиции происходит слаживание, то для геофизиков – это еще и реальная практика работы.

В среднем в прошлом году конкурс составлял 12 человек на место. Но есть нюансы. С учеными проблем нет. Например, на место биолога было более 20 претендентов, а дизелиста не так просто было найти. Почему? Мы не можем платить дизелисту зарплату, сравнимую с суммами, которые он получает в торговом флоте. Здесь, кроме желания заработать, у человека должны присутствовать полярная романтика и патриотизм.

Базовая ставка по тарифной сетке составляет 4,7-5,5 тысяч гривен в месяц. Однако основную часть составляет т.н. полевое обеспечение (аналог суточных) – 720 гривен в сутки. Без налогов на руки человек получает примерно 22 тысячи гривен в месяц. Вроде, даже для Киева это нормально. Но не забываем, в каких условиях приходится жить и работать – в 15 тысячах километров от дома, закрытыми льдом в полярную ночь. Для сравнения, оклад украинского полярника вдвое меньше, чем денежное обеспечение белорусского коллеги.

Однако есть надежда, что изменения к лучшему произойдут очень скоро. Уже подготовлено постановление правительства, которое существенно увеличивает оплату труда полярников. Этот документ уже принял Минфин, потому что 12 человек на всю страну Госбюджет не разорят. Сейчас постановление находится на согласовании в Минюсте и где-то в пределах месяца постановление рассмотрят на заседании Кабмина. И тогда, конечно, вздохнем с облегчением. Золотых гор не будет все равно, но, по крайней мере появится более или менее конкурентная зарплата и белорусов по этому показателю догоним.

ASPI news: Сколько человек одновременно могут находиться на украинской станции? Например, китайская база достаточно людная. Там живут семьями, даже школа для детей есть.

- А чилийская станция летом рассчитана на 400 человек. У них там вся логистика обеспечивается военными. Конечно, господа офицеры берут с собой семьи. На станции есть и больница, и школа, и детский сад.
Конструктивно "Вернадский" рассчитан на 24 человека. Потребности, чтобы зимовало столько людей, нет. Стандартно там находится двенадцать человек, которые расселены по двое в кубриках. Летом теоретически мы могли бы добавить еще двенадцать человек, но у нас одна станция на всю страну. Надо удовлетворить и биологов, и геологов, и экологов, и физиков. Существует куча задач в различных научных учреждений.

Поэтому летом мы не только полностью заселяем кубрики, но идем еще на некоторые неудобства, к которым, впрочем, постсоветские люди выносливы. А именно – под жилое пространство превращается часть чердака и спортзал. Я во время прошлого летнего сезона неделю пожил в спортзале. Ночевал на каримате в спальном мешке и корона не упала. Год так жить совершенно невозможно, но все ученые соглашаются на месяц-два на такие неудобства. В результате рекордное количество людей, которые одновременно находились на станции, составляет около сорока. Это много. Обычно на "Вернадском" летом работает три десятка полярников.

ASPI news: Как полярники получают новости, поддерживают связь с Родиной?

- Мобильной связи нет, но более или менее приемлемый спутниковый интернет есть с 2018 года. Пока ограничен 30 гигабайтами в месяц. Этого достаточно для просмотра новостей и обеспечивает голосовую связь из дома. При этом даже такой ограниченный трафик обходится очень недешево –  5 тысяч долларов в месяц. Такие там цены. Дело в том, что геостационарные спутники туда не добивают. Соответственно единственный источник интернета там такой же, как и для кораблей в открытом океане – спутники на высокой орбите. В последние годы Аргентина запустила несколько геостационарных спутников, которые хоть краешком, но уже покрывают Антарктику. Сейчас рассматриваем вариант переключиться со следующего года с супердорогого корабельного интернета.

Глобальный грозометр и озоновая дыра

ASPI news: Какие три наиболее значительные открытия были сделаны украинскими учеными-полярниками за 25 лет?

- Анализ климатических данных показал, что в Антарктиде мы находимся в одной из точек, где быстрее происходит глобальное потепление. То, что происходит на ледяном континенте, может быть предиктором того, что впоследствии распространится на другие территории. За период наблюдений там увеличилась средняя годовая температура. А это разница между Украиной и Скандинавией. Представьте, например, что за 25 лет климат Норвегии изменился бы до украинского. На станции именно такая скорость.

В этом году открыта причинно-следственная связь страшных пожаров в Австралии. А началось все с аномального потепления в стратосфере (20-30 километров над землей), где вообще очень холодно. Но раз в несколько десятилетий там происходит резкое потепление, что запускает целый каскад процессов, которые заканчиваются засухами и пожарами в приземном слое. Группа профессора Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Геннадия Милиневского (а именно он был руководителем первой украинской антарктической экспедиции, принимал у британцев "Фарадей" и поднимал над станцией наш флаг) путем анализа очень длительных данных по озоновому слою создала модель, способную прогнозировать такие вещи.

На самом деле потепление в стратосфере до этого вообще не были прогнозируемы. Если бы австралийцев предупредили о пожарах хотя бы за полгода, то предотвратить явление было бы невозможно, однако они могли подготовиться к катаклизму и потери были бы на порядок меньше. Теперь мир имеет такую предупредительную систему. И это – вклад Украины.

Одно из открытий произошло даже когда его не планировали. Речь идет о "глобальном грозометре". Ученые харьковского Радиоастрономического института НАНУ изучают процессы в ионосфере, там где магнитное защитное поле Земли сталкивается с солнечным ветром и формируется т.н. космическая погода. Изучению этих процессов очень мешают грозы. Для ученых – это шумы, от которых нужно как-то избавиться. Им удалось отдельно выделить грозы. Но в итоге получилось, что теперь они могут мерить грозы по всему миру. Зачем их мерить? Ключевой аргумент отрицания наличия глобального потепления со стороны таких людей, как, например, президент США Дональд Трамп, заключается в следующем. Все метеостанции находятся на суше, которая занимает лишь ¼ часть планеты. А может тем временем холодает в океане?

Чем теплее поверхность океана, тем больше из него испаряется воды (формируются облака), и тем чаще происходят грозы. Таким образом, харьковские ученые получили глобальный планетарный термометр, абсолютно независимый от данных метеостанций. Кстати, 10-летние исследования показали, что поверхность океана теплеет даже большими темпами, чем суша.

Таким образом, украинцы неплохо поддержали британские традиции, ибо озоновая дыра была открыта именно на станции "Фарадей". Именно с тех пор началось большое расследование, которое привело к запрету фреонов. Сейчас украинская станция отслеживает, сработали ли миллиардные меры по сохранению озонового слоя? Чисто формально, еще недостаточно статистики, однако неформально могу сказать – очень медленно, но озоновый слой заживает.

"Вернадовка" и туристические трофеи

ASPI news: Говорят, что украинские полярники угощали самогоном самого Стива Джобса в свое время. Туристы часто попадают на станцию? Насколько серьезной статьей доходов для станции являются туристы?

- Я могу ошибаться, но рюмочка самогона стоит три доллара. При тех зарплатах, которые сейчас у полярников, мы совершенно сознательно закрываем глаза, когда они что-то немного зарабатывают на туристах. Но ребята продают только собственноручно сделанные сувениры. Станция на этом ничего не зарабатывает. Брать деньги за посещение туристов мы не имеем права.

За прошлый сезон на станции побывало около 5 тысяч туристов. Вообще антарктический туризм развивается очень стремительно. До коронавирусного кризиса этот сектор экономики увеличивался на 15-20% в год. Такая скорость роста присуща еще только IT-сфере. Что будет дальше, посмотрим. Это достаточно дорогой туризм, состоящий из двух частей. Во-первых, экстремальный туризм на яхтах. Он дешевле (тур стоит 7-8 тысяч евро), но и не такой комфортный. Во-вторых, поездки на круизных лайнерах (от 15 тысяч долларов).

Наша станция обычно является самой южной точкой на всех туристических маршрутах. Поэтому ажиотаж на "Вернадском" бывает немаленький. В отдельные дни приходится некоторые туристические группы ставить в очередь, или отказывать.

ASPI news: Откуда пошла традиция коллекционировать бюстгальтеры на станции?

- Это пошло еще от британцев. Бар "Фарадей" на "Вернадском", в отличие от станции, свое название сохранил и напоминает абсолютно классический британский паб. Ребята привезли туда и собрали на месте самогонный аппарат, поэтому украинская - единственная станция в Антарктиде, где можно попробовать крепкий напиток "home made", или как мы ее называем "Вернадовка". Так вот, если женщина-турист заходит в бар, то у нее есть выбор, или платить за выпивку, или оставить в баре на память свой бюстгальтер, и в таком случае ей до конца дня будут наливать бесплатно. В настоящее время ведется дискуссия. Некоторые из наших девочек считают эту традицию сексистской. Так оно и есть, однако с другой стороны - это такой исторический артефакт, отменить его не поднимается рука.

А вот еще одна британская традиция не вызывает никаких обсуждений. По субботам на станции мужчины выходят к обеду в костюмах с галстуками, женщины – в платьях. Идея следующая – не одичать. Важно за месяцы изоляции не превратиться в заросшее чудовище, полярного медведя. Помнить, что полярники в первую очередь являются леди и джентльменами.

ASPI news: Часто женщины становятся участниками полярных экспедиций?

- Женщины участвовали в первых украинских экспедициях. Потом почему-то считалось, что женщинам туда нельзя. После 2018 года процент женщин, которые прошли по конкурсу на места в украинской антарктической экспедиции, примерно такой же, как количество женских анкет. У нас для прекрасного пола нет ни дополнительных преференций, ни каких-то дискриминаций. В общем, я надеюсь, что мы прекратим наконец отвечать на такие вопросы. Согласно Конституции Украины, все граждане равны независимо от возраста и пола.

Все главные новости с доставкой в Ваш мессенджер Телеграм
2
Материалы по теме
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Чем отличается новый Генплан от предыдущего, как в европейских столицах решают транспортные проблемы, почему Киев беззащитен перед застройщиками? Об этом и многом другом ASPI news в эксклюзивном интервью рассказал директор аналитико-исследовательского центра "Институт города " Александр Сергиенко.

20 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Как антенны, телескопы, другая сложная космическая техника и люди, которые ими умеют пользоваться, позволяют видеть зародыш проблем на Земле и предупреждать потенциальные бедствия. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью агентству ASPI news рассказал начальник Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) Владимир Присяжный.

 

12 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Лечение любой зависимости - непростой процесс. Но когда речь идет об участниках боевых действий, специалисты сталкиваются с ранее неизвестными комбинациями физических и психологических травм и проблемами лечения и восстановления пациентов.

11 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

ASPI news продолжает серию публикаций о теме зависимостей. В этот раз на наши вопросы ответил заведующий отделением реабилитационного центра "Ренессанс" Виталий Трегуб.

11 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Чем отличается новый Генплан от предыдущего, как в европейских столицах решают транспортные проблемы, почему Киев беззащитен перед застройщиками? Об этом и многом другом ASPI news в эксклюзивном интервью рассказал директор аналитико-исследовательского центра "Институт города " Александр Сергиенко.

20 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Как антенны, телескопы, другая сложная космическая техника и люди, которые ими умеют пользоваться, позволяют видеть зародыш проблем на Земле и предупреждать потенциальные бедствия. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью агентству ASPI news рассказал начальник Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) Владимир Присяжный.

 

12 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Лечение любой зависимости - непростой процесс. Но когда речь идет об участниках боевых действий, специалисты сталкиваются с ранее неизвестными комбинациями физических и психологических травм и проблемами лечения и восстановления пациентов.

11 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

ASPI news продолжает серию публикаций о теме зависимостей. В этот раз на наши вопросы ответил заведующий отделением реабилитационного центра "Ренессанс" Виталий Трегуб.

11 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

В связи с легализацией игорного бизнеса в Украине в обществе остро поднялись вопросы по теме игровой зависимости. ASPI news пообщалось с человеком, который проходит реабилитацию от лудомании, чтобы узнать, с чего начинается эта зависимость, какие проблемы влечет за собой и каким образом можно от нее избавиться.

7 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Молодежными делегатами Украины в ООН 2020-2021 стали Артур Агеев и Дмитрий Томенко, которые победили в конкурсном отборе среди 226 участников. ASPI news пообщалось с будущими представителями Украины на международной арене, чтобы узнать их жизненную позицию и как они планируют представить наше государство в ближайшем будущем - в этой публикации знакомим вас с Артуром Агеевым.

6 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

Молодежными делегатами Украины в ООН 2020-2021 стали Дмитрий Томенко и Артур Агеев – они были избраны среди 226 претендентов. ASPI news пообщалось с будущими представителями Украины на международном уровне, чтобы больше узнать об их мировоззрении, целях и предыдущих достижениях – пока знакомим вас с Дмитрием Томенко.

4 августа 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

В Украине из-за пандемии COVID-19 индустрия красоты попала под удар. Владельцы салонов парикмахерских спрогнозировали – примерно 20-40% не смогут открыться, несмотря на послабление карантина.

 
4 мая 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

В УПЦ МП будут бесплатно выдавать маски верующим возле храмов на Пасху. А в церквях во время богослужений будут находиться не более 10 человек.

15 апреля 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Интервью

13 апреля нардепы приняли изменения в госбюджет-2020 из-за коронавирусной угрозы. Также были приняты важные проекты законов и наконец разблокирован "земельный" закон.

 
13 апреля 2020
Выбор редакции
последние новости в Украине останні новини в Україні Статья

18 сентября в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования некоторых аспектов налогообложения самогоноварения". При чем здесь молоко, какие льготы предлагают народные избранники, и как это повлияет на малый и средний бизнес, разбирался журналист ASPI news.

23 сентября 2020

Киев может очаровать не только своей старинной архитектурой и историко неповторимыми улицами. Столица может удивить и своей подземной красотой. Репортер агентства ASPI news спустился в "Аскольдову" дренажно-штольневую систему, чтобы сделать уникальные фото.

11 сентября 2020
последние новости в Украине останні новини в Україні Статья

Учебные заведения по всему миру или закрылись, или еще планируют закрыться из-за опасности коронавирусной болезни. Не только для безопасности школьников, студентов и преподавателей, но и для сохранения обучения педагоги переходят на дистанционный режим обучения. Компания Google решила пойти еще дальше и анонсировала онлайн-университеты ускоренного обучения с последующим трудоустройством.

7 сентября 2020

Большинство военных имеют посттравматические расстройства, которые трудно лечить. Главный врач киевского госпиталя для реабилитации ветеранов рассказала, какие особенности психологических расстройств у ветеранов АТО, что делать при рецидивах, как проходит курс лечения, а также о трудностях, с которыми сталкиваются государственные и частные медучреждения.

2 сентября 2020