Коломойский, Венедиктова и Стерненко - бывший генпрокурор Рябошапка объяснил, почему Зеленский не должен вмешиваться в работу правоохранительных органов
Депутаты Верховной Рады Украины год назад, 5 марта 2020 года, проголосовали за освобождение Руслана Рябошапки с должности генерального прокурора Украины. ASPI news пообщалось с бывшим должностным лицом, чтобы узнать его мнение относительно наиболее общественно значимых вопросов.
Ровно через год после отставки Рябошапки, 5 марта 2021, США наложили санкции на олигарха Игоря Коломойского, отметив, что бывший руководитель Днепропетровской области был причастен к коррупционным схемам и подрывал верховенство права в Украине. Известно, что, комментируя свое увольнение средствам массовой информации, Рябошапка отмечал, что оно произошло вследствие договоренности Зеленского с Коломойским. Кроме того, причастной к своей отставке Рябошапка называл и нынешнюю генпрокуроршу Ирину Венедиктову, которая заявляла президенту, что Рябошапка продает уголовные дела. ASPI news поинтересовалось у бывшего генпрокурора соображениями о значении американских санкций для Украины, по состоянию судебной системы и его оценкой деятельности Офиса генпрокурора.
ASPI news: После того, как Соединенные Штаты Америки наложили санкции на Игоря Коломойского, Владимир Зеленский никак не прокомментировал эту ситуацию публично. С чем может быть связано такое поведение президента, и что эти санкции означают для Украины?
Я не могу сказать, почему Зеленский до сих пор не прокомментировал санкции Коломойскому, он должен объяснить это сам, или же это должны сделать его спикеры. В общем, наложения санкций Соединенных Штатов Америки на Коломойского означает, что США и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе с коррупцией и олигархами. Это был своего рода сигнал Украине, что США будут поддерживать наши усилия по деолигархизации страны. Вы наверняка знаете, что НАБУ достигло достаточно серьезного прогресса по уголовном производстве, которое связано с возможным хищением средств "Приватбанка", есть хороший прогресс и в других производствах, поэтому сейчас уже наша правоохранительная система должна показать результаты и ответить украинскому обществу относительно того, способно ли наше государство бороться с такими масштабными преступлениями.
ASPI news: Как, по вашему мнению, в этой ситуации должна действовать украинская власть?
Во-первых, власть не должна вмешиваться в работу правоохранительных органов. Если не будет никакого препятствия, правоохранительная система сама будет работать и давать результаты. Когда наша команда была в Офисе Генерального прокурора, я не слышал о конфликтах между правоохранительными органами. Все работали слаженно, и поэтому появилась возможность давать какой-то результат. Собственно, преследование топ-чиновников "Приватбанка" являеся результатами той работы, которую начали мы. Сейчас, если есть политическая свобода не вмешиваться и дать спокойно работать правоохранительным органам, я думаю, что результат может быть достигнут достаточно быстро. Один из примеров - это экспертиза, которую никак не могло сделать экспертное учреждение СБУ в одном из производств по "Приватбанку". Но потом, когда ситуация изменилась, и когда правоохранительным органам дали возможность работать по теме Коломойского, она была довольно быстро назначена и завершена. Это позволило НАБУ двигаться дальше, уже в другом уголовном производстве. Как мы видим, когда есть политическая воля, экспертиза делается быстро, если ее нет - она теряется в дебрях экспертных учреждений.
ASPI news: Не секрет, что Владимира Зеленского тесно связывают с фигурой Игоря Коломойского. Хватит ли у него политической воли пойти против олигарха?
Я бы очень хотел, чтобы Зеленский и в дальнейшем оставался решительным, как, например, в шагах по Медведчуку и Козаку, против информационных каналов, которые были оружием в руках Российской Федерации. Хотелось бы верить, что он будет решительным и в ситуации с Коломойским. Поскольку определенный альянс, который у них был в конце 2019 года, привел к тому, что реформы в Украине были заблокированы.
ASPI news: Что Вы думаете о нынешнем состоянии судебной системы в Украине и верите ли в эффективную судебную реформу?
О состоянии судебной системы я думаю примерно то же самое, что и большинство украинцев. Если говорить культурным языком, то доверие к судебной системе где-то на уровне статистической погрешности - это значит, что украинцы судам не доверяют. Для того чтобы это изменить, судебная реформа должна быть решительной, но то, что сейчас предлагает президент и его Офис, это не судебная реформа. Проблема в том, что люди, которые на сегодня являются советниками президента, говорят ему примерно следующее: "У нас есть возможность контактировать с судами, у вас есть возможность получить определенный результат в них. Если мы начнем серьезную судебную реформу, вы завтра не получите этих решений ".
Зеленский должен понять, что, если он продолжит поддерживать эту концепцию и сотрудничать с судебной властью, получая определенный результат, но покрывая судей, через три года, когда у него закончится президентский срок, другой человек будет сидеть в Офисе президента и другой человек будет звонить в суды и все это может обернуться преследованием самого Зеленского. Это не вопросы персоналий, это вопрос каждого украинца. Надо отказаться от комфортных условий по контролю судей и перейти к настоящей серьезной реформе. Это можно сделать, и можно сделать быстро.
ASPI news: Как Вы оцениваете работу Вашего преемника, генеральной прокурорши Ирины Венедиктовой?
Если посмотреть на нынешний уровень доверия общества к Офису генпрокурора, он будет где-то таким, как и к судьям - это и является характеристикой ее работы. Мне не нравится, что сейчас прокуратуру строят по модели "Ока государева" и правоохранительной дубины. И реформа, которую мы пытались сделать, сегодня заблокирована. Мы хотели сделать Офис генпрокурора независимым от олигархов и политиков, но, к сожалению, сегодня мы не видим независимости этой структуры. Я сказал бы, что Офис генпрокурора лоялен к Офису президента, Венедиктова слышит пожелания, а следовательно нет независимой системы в уголовном следствии. Это означает, что любой человек не может чувствовать себя в безопасности в Украине.
ASPI news: Что Вы думаете об осуждении на семь лет и три месяца Сергея Стерненко за якобы похищение человека?
Для меня было достаточно странным, что это дело, которое очень медленно пять лет рассматривалось в судах, затем было рассмотрено и завершено в очень короткий срок. Окончательную точку в нем поставит апелляция, но я вспоминаю, что в тех делах, которые касались нападений на других проукраинских активистов, а их более семидесяти, мы в свое время объединили их между собой, такого прогресса нет. Нет прогресса и в тех же нападениях на Стерненко, а это все связанные эпизоды. Зато эпизод с преступлением, который был, возможно, совершенный Стерненком, суд рассмотрел очень быстро. Не только у меня, но и у многих других людей возникли сомнения относительно беспристрастности в этом вопросе. Массовые протесты, которые произошли, свидетельствуют о том, что люди не доверяют не только суду по делу Стерненко, а и всей судебной системе в Украине.
ASPI news: Хочется спросить Вас о еще одном резонансном деле, имею в виду "дело Шеремета". Могут ли, по Вашему мнению, ослабить меру пресечения Андрею Антоненко, который уже второй год находится за решеткой, хотя доказательства его причастности к убийству недостаточно убедительные?
Мы не можем решать, существенные ли доказательства в этом деле - это решает суд. Но поскольку другим фигурантам "дела Шеремета" была изменена мера пресечения и они не находятся под стражей, это означает, что нет соответствующих рисков, что Антоненко может влиять на свидетелей, на следствие или доказательства, которые уже все находятся в суде. Я думаю, что будет рациональным и вполне обоснованным тоже изменить ему меру пресечения на такую, которая не связанна с содержанием под стражей.
Напомним, что ранее американские санкции Коломойскому прокомментировал ASPI news бывший министр иностранных дел (2014-2019) Павел Климкин. Также по этому вопросу свое мнение высказал председатель партии "Слуга народа" Александр Корниенко.
По теме
The 20-point peace plan unveiled by Ukrainian President Volodymyr Zelensky is not just a diplomatic initiative, but a systematic attempt to stop the war that Russia has unleashed against Ukraine, and at the same time make it impossible for it to happen again in the future.
Обнародованный президентом Украины Владимиром Зеленским мирный план из 20 пунктов является не просто дипломатической инициативой, а системной попыткой остановить войну, которую россия развязала против Украины, и одновременно сделать невозможным ее повторение в будущем.
Russian media reports about an attack on a Russian shadow fleet tanker in the Mediterranean could have much deeper consequences than a regular incident at sea.
Сообщения российских СМИ об атаке на танкер теневого флота рф в Средиземном море могут иметь куда более глубокие последствия, чем обычный морской инцидент.
The Zaporizhia nuclear power plant has actually been transformed by the Russian occupation forces into a military base — despite the constant presence of international IAEA observers.
Запорожская атомная электростанция фактически превращена российскими оккупационными силами в военную базу — несмотря на постоянное присутствие международных наблюдателей МАГАТЭ.
Информация о готовности Украины рассмотреть отказ от вступления в НАТО в обмен на западные гарантии безопасности стала предметом активного обсуждения после сообщений западных СМИ о переговорах президента Владимира Зеленского с американскими посланцами в Берлине.
According to the latest data, the Ukrainian authorities are considering the possibility of creating a demilitarized zone in Donbas as an element of a peaceful settlement, which involves the withdrawal of troops of both sides from the front line.
По последним данным, украинская власть рассматривает возможность создания демилитаризованной зоны в Донбассе как элемент мирного урегулирования, предусматривающий отвод войск обеих сторон от линии фронта.
Russia announced the shooting down of 287 Ukrainian drones in one night over a number of regions. The largest number of “targets” were recorded over Bryansk (118), Kaluga (40), Moscow (40), Tula (27), Novgorod (19) and Yaroslavl (11) regions.
Новости «Политика»
The 20-point peace plan unveiled by Ukrainian President Volodymyr Zelensky is not just a diplomatic initiative, but a systematic attempt to stop the war that Russia has unleashed against Ukraine, and at the same time make it impossible for it to happen again in the future.
Обнародованный президентом Украины Владимиром Зеленским мирный план из 20 пунктов является не просто дипломатической инициативой, а системной попыткой остановить войну, которую россия развязала против Украины, и одновременно сделать невозможным ее повторение в будущем.
Russian media reports about an attack on a Russian shadow fleet tanker in the Mediterranean could have much deeper consequences than a regular incident at sea.
Сообщения российских СМИ об атаке на танкер теневого флота рф в Средиземном море могут иметь куда более глубокие последствия, чем обычный морской инцидент.