После пандемии COVID-19 мир ждет дефицит и дороговизна - Фукс
К своему завершению подходит уже второй год пандемии коронавирусной болезни COVID-19. Мировое потребительское сообщество хоть и приспособилось как-то "выживать" в условиях запретов, ограничений, подорожания товаров и услуг, а также даже некоторого дефицита, однако ему сейчас предстоит столкнуться с новой, но ожидаемой проблемой, возникшей из-за сбоя в логистической цепочке.
Из-за нарушения поставок потребителей по всему миру ждут пустые полки магазинов, а также рекордное подорожание. За два года правительства так и не смогли достичь общих договоренностей по восстановлению экономик от последствий пандемии. "Реанимация" происходит неровно, с разным успехом, и это мешает приведению правил, по которым работает инфраструктура и логистика, к каким-то единым, общепонятным и обязательными для выполнения всем участникам рынка, требованиям, пишет для "Цензора" бизнесмен и меценат Павел Фукс.
Из-за вспышек заболеваемости все еще закрывают предприятия. Иногда это приводит к фатальным последствиям. К примеру, в порту Нинбо — самом загруженном порту Китая — в августе у одного из сотрудников выявили COVID-19. Работу одного из терминалов остановили. Это решение привело к тому, что больше недели в очереди находилось более 50 контейнеровозов.
Аналогичная ситуация произошла в конце сентября в Лос-Анджелесе. Только через порт Лонг-Бич в прошлом году прошли рекордные 8,1 млн контейнеров. В этом году ожидают до 9 млн контейнеров — очередной рекордный показатель за 110 лет работы.
По состоянию на конец сентября в очереди стояли более 70 судов. Причиной задержек и простоев там стала нехватка грузовиков и водителей — обрабатывать поступающие грузы, число которых только росло в течение последнего года, не успевают.
Многие порты теперь перешли на круглосуточный режим работы. Но задержки грузов происходят и на железных дорогах.
В том же Лос-Анджелесе коллапс наблюдался на одном из железнодорожных маршрутов, отходящих от порта. Ситуация внезапно обострилась этим летом. Обычный 3,5-дневный цикл погрузки контейнеров теперь занимает 17 дней. Для нормальной работы порту необходимо увеличить количество шасси для контейнеров с 1 до 6 тысяч и нанять невообразимое количество новых поездных бригад.
Загруженность портов наблюдает и в Азии, и в Европе, и в США. Это серьезно повлияло на услуги перевозчиков — и на их стоимость, и на сроки доставок. Например, за перевозку 40-футового контейнера из Китая в Европу в августе просили 14 тысяч долларов — в 10 раз больше обычной цены. Из Китая на Западное побережье США стоимость доставки в октябре составляла 11 тысяч долларов вместо привычных 2 тысяч долларов.
Доставка такого же контейнера из Китая в Одессу теперь колеблется от 10 до 15 тысяч долларов. Раньше было 2–4 тысячи.
И это — на фоне задержек на всех этапах и острой нехватки контейнеров.
Для спортивного гиганта Nike время доставки из Азии в Северную Америку увеличилось двое. До пандемии это занимало 40 дней, сегодня — 80.
Из-за локальных ограничений во Вьетнаме и Индонезии (на эти страны приходится ¾ производственных мощностей) компания пропустила около 10 рабочих недель. Обувные фабрики во Вьетнаме до сих пор закрыты, пишет Фукс.
Для уже произведенных товаров не хватает контейнеров, не хватает и рабочих для их транспортировки. Как результат — Nike не оправдала ожиданий аналитиков относительно выручки в минувшем квартале, цена акций падает.
При этом потребительский спрос, как говорят в компании, “высок, как никогда”, но возможностей полностью удовлетворить его у Nike просто нет. Компания предупреждает о грядущем дефиците обуви, и ситуация не изменится ни к новогодним праздникам, ни к весне. С аналогичными заявлениями выступил мебельный гигант IKEA. О возможном мировом дефиците игрушек предупреждали еще летом.
Одна из ключевых причин сбоев поставок — массовая нехватка водителей грузового транспорта. Так в Великобритании, где не хватает около 100 тысяч квалифицированных водителей, дефицитным товаром стало топливо. Ожидая дефицита, британцы начали скупать его на заправках, полностью опустошив их за считанные дни. Чтобы пополнить запасы и урегулировать ситуацию, властям пришлось привлекать военных.
Это одновременное последствие Brexit и пандемии. Своих водителей в стране не обучили и не сертифицировали из-за локдауна, а иностранные уехали в ЕС после Brexit и не вернулись по той же причине.
К такой же ситуации готовилась и Германия. Федеральная ассоциация грузового транспорта и логистики рассматривала в прошлом месяце возможность привлекать водителей из Украины и Беларуси.
Судоходные компании ожидают продолжения глобального кризиса. Аналитики Moody’s предупреждают, что ситуация в ближайшее время будет только усугубляться, прежде чем в конце концов улучшится.
Кризис поставок взвинчивает цены для потребителей и замедляет восстановление мировой экономики.
Яркий пример — ситуация с беконом в США. Внутреннюю цепочку поставки свинины в стране парализовало еще в начале пандемии. В панике американцы покупали морозильные камеры и набивали их мясом с прилавков супермаркетов. Мясокомбинаты тем временем останавливали работу из-за вспышек коронавируса, а фермеры уменьшали численность стада, боясь опередить спрос. В результате — производство свинины сократилось на около 2% в этом году.
На фоне проблем с поставками и давления инфляции свинина в стране за последний год подорожала на 7%. При этом бекон — на колоссальные 28%. Стоимость кормов, грузов и рабочей силы из-за пандемии также увеличилась.
Проблемы с цепочкой поставок ударят по кошельку потребителей с новой силой во время праздников. Аналитики прогнозирует рост цен в среднем на 20%.
В Украине инфляция побила трехлетний рекорд — 11% в годовом измерении. Уже значительно подорожали продукты. Только в сентябре рост цен — в среднем на 1,2%. Для некоторых позиций, таких как подсолнечное масло и лук, рост составил более 60%.
На фоне пандемии эксперты ожидают подорожания и товаров из Китая — на уровне 10%, отмечает Павел Фукс.
Ожидается рост цен и на автомобили — на уровне 10–15%. Причина — их дефицит. Новые заканчиваются в автосалонах и на складах, а производство сократилось на фоне пандемии.
Многие страны по-прежнему испытывают трудности с доступом к вакцинам, другие сталкиваются с провалами вакцинальной кампании при наличии вакцин.
В Украине сегодня вакцинировано только 15,6% населения. Это гораздо меньше, чем в США (56%) и странах Европы (Франция и Италия — 69%, Германия — 64%).
Объем мирового ВВП к сентябрю превысил уровень до пандемии. Но в странах с низкими темпами вакцинации отставание от докризисных показателей как по объему ВВП, так и по занятости населения сохраняется.
Это, наряду с глобальными сбоями в цепочках поставок, отразилось в отчете МВФ. Кредитор теперь прогнозирует рост мировой экономики в текущем году на уровне 5,9% вместо 6%, о которых сообщали ранее. Существенно хуже стал прогноз для США — 6% роста вместо ранее спрогнозированных 7%.
Для Украины прогноз также ухудшился — ожидают 3,5-процентный рост ВВП вместо роста на 4%.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также ухудшила прогнозы. Ее эксперты ожидают, что рост мировой экономики будет на уровне 5,7% вместо 5,8%.
Экономические гиганты — Китай и США — как и прогнозировали, давно достигли уровня ВВП на душу населения, каким он был до начала пандемии.
Но большинство стран, по прогнозам ОЭСР, должны “выздороветь” только к концу 2022 года. Для некоторых этот процесс займет годы. К примеру, Аргентине прогнозируют восстановление до допандемического уровня к 2026 году, Саудовской Аравии — к первому кварталу 2024 года.
Украине эксперты прогнозировали восстановление утраченного из-за пандемии потенциала через два-три года.
Конечно, прежде всего мы переживаем кризис в области охраны здоровья. Именно поэтому многие эксперты и правительства выступают за направление большего количества денег на инфраструктуру здравоохранения, профилактические исследования болезней, информационные кампании.
Очевидно, что сегодня – это единственный путь к тому, чтобы вернуться к стабильной работе и предотвратить ненужные человеческие жертвы в будущем. Но наш ответ на эту пандемию должен учитывать и более широкую картину.
Вызовы, с которыми мы столкнулись, показали: нам нужны стабильные и устойчивые системы, способные предвосхитить кризис (будь то новая пандемия или глобальное потепление) и упростить адаптацию к новым условиям.
Пандемия делает приверженность принципам устойчивого развития решающим фактором для бизнеса. И это вносит свою лепту в борьбу с экологическим кризисом.
Устойчивое развитие невозможно при нерациональном использовании ресурсов, приводящем к климатическим изменениям. Это угроза, сопоставимая с пандемией.
По оценкам ООН, потепление несет угрозу потери дома для 280 млн человек по всему миру — из-за повышения уровня океана. Уже сейчас около 37% летальных случаев ассоциированы с потеплением. По оценкам экспертов, в отдельных регионах, таких как Эквадор или Колумбия, ассоциированных случаев – до 76%, в Юго-Восточной Азии — 48-61%. В Афинах из-за потепления ежегодно умирают 189 человек.
Невозможно устойчивое развитие и при использовании низкооплачиваемого, рабского труда.
Дешевое и неэкологичное производство, сконцентрированное в странах Азии, перестает быть привлекательным для потребителей. Спрос на продукцию местного производства растет по всему миру и, как ожидается, будет расти и дальше. Опросы показывают, что в отдельных странах до ⅔ потребителей в ближайшие полгода планируют покупать товары именно у местных и независимых розничных продавцов.
Непривлекателен такой подход и для бизнеса. В условиях кризиса COVID-19 такая стратегия показала себя как нестабильная и неконтролируемая. Потому теперь мы видим, как многие европейские и американские компании возвращают или переносят производство на свои континенты.
Благодаря недавнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, компании все больше осознают свой углеродный след. Многие из них в течение последнего года объявили, что будут стремиться к нулевым выбросам углерода.
Важно, чтобы это были не пустые обещания, а реальные стратегии. Тем более, что "зеленые" проекты, направленные на переход к чистой энергии, могут выиграть на фоне снижения процентных ставок и высокого уровня безработицы, связанных с пандемией, резюмирует бизнесмен и меценат Павел Фукс.
Ранее бизнесмен Павел Фукс поделился пятью ключевыми трендами для развития предпринимательства. Также он рассказал, как Facebook и Instagram наносят вред психическому здоровью.
По теме
The vice president of the Iranian opposition in Washington, Ali Reza Rezazade, indicates that the Republicans want Donald Trump to be the permanent president. The ex-president indicates that he will accept the results of the elections only if they are held fairly. Critics suggest that for him it only means his victory.
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде указывает, что республиканцы хотят, чтобы Дональд Трамп был неизменным президентом. Экс-президент указывает, что согласится с результатами выборов только в том случае, если они будут проведены честно. Критики предполагают, что для него это означает только его победу.
The vice president of the Iranian opposition in Washington, Ali Reza Rezazade, points out that Kamala Harris is significantly ahead of Donald Trump on reproductive rights issues. Harris wants to give women the freedom to have an abortion.
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде указывает, что Камала Харрис значительно перегоняет Дональда Трампа в вопросах репродуктивного права. Харрис хочет предоставить женщинам свободное право на аборт.
Ali Reza Rezazade, the vice president of the Iranian opposition in Washington, said Republican presidential candidate Donald Trump is suing CBS News over an interview with Democratic candidate Kamala Harris, claiming the network's editing of the sit-down was "misleading" and "judgemental a brazen attempt to intervene in the United States of 2024".
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде сообщил, что кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп подал в суд на CBS News из-за интервью с кандидатом от Демократической партии Камалой Харрис, утверждая, что редактирование приседания в сети было "обманчивым" и "оценивает наглую попытку вмешаться в США в 2024 году".
Leader of the Iranian Opposition in Washington (NIC) Ali Reza Rezazade noted that Donald Trump claims fraud in Pennsylvania, but officials insist that the election is completely safe and secure.
Лидер иранской оппозиции в Вашингтоне (NIC) Али Реза Резазаде отметил, что Дональд Трамп утверждает о мошенничестве в Пенсильвании, но чиновники убеждают, что выборы полностью безопасны и защищены.
The vice president of the Iranian opposition in Washington, Ali Reza Rezazade, points out that during the rally in Allentown, Latin Americans spoke against the candidacy of Donald Trump. Locals hold a grudge against the ex-president for his racial views.
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде указывает, что во время митинга в Аллентауне латиноамериканцы выступили против кандидатуры в президенты Дональда Трампа. Местные держат обиду на экс-президента за его расовые взгляды.
Новости «Новости мира»
The vice president of the Iranian opposition in Washington, Ali Reza Rezazade, indicates that the Republicans want Donald Trump to be the permanent president. The ex-president indicates that he will accept the results of the elections only if they are held fairly. Critics suggest that for him it only means his victory.
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде указывает, что республиканцы хотят, чтобы Дональд Трамп был неизменным президентом. Экс-президент указывает, что согласится с результатами выборов только в том случае, если они будут проведены честно. Критики предполагают, что для него это означает только его победу.
The vice president of the Iranian opposition in Washington, Ali Reza Rezazade, points out that Kamala Harris is significantly ahead of Donald Trump on reproductive rights issues. Harris wants to give women the freedom to have an abortion.
Вице-президент иранской оппозиции в Вашингтоне Али Реза Резазаде указывает, что Камала Харрис значительно перегоняет Дональда Трампа в вопросах репродуктивного права. Харрис хочет предоставить женщинам свободное право на аборт.